1749

Кунаев снова за рабочим столом

В мемориальном доме-музее Димаша Ахмедовича после реконструкции появился новый экспонат - фигура бывшего первого руководителя Казахстана, воссозданная в мельчайших деталях. Кто и как занимается подобной работой?

Кунаев снова за рабочим столом

Таких специалистов на всю страну один-два человека. Дело осложнялось еще и тем, что реконструкция музея проводилась в очень сжатые сроки. Не было времени на долгую подготовку и творческие муки. Команда, занимавшаяся модернизацией пространства, остановила выбор на художнике-оформителе Бахытжане ДОСЫМОВЕ. Он не скульп­тор, и, пока делал копию, шутил с коллегами, что, мол, ­обычный оформитель отбирает хлеб у мастеров. Бахытжану приходилось многое по технологии изготовления придумывать самому и приспосабливаться к возможностям и бюджету проекта.

- Насколько я знаю, подобная работа стоит около 20-25 тысяч долларов, но мне было интересно попробовать себя в таком деле, поэтому я высокий гонорар не запрашивал, - откровенничает Досымов. - Отдельно изготавливается парик, шьется на заказ костюм. Это кажется, что все просто. У меня однажды ресторан пытался заказать копию голливудского артиста, чтобы сидел в зале на радость посетителям, но когда узнали, во сколько обойдется такое удовольствие, от идеи отказались.

При изготовлении копии поначалу работа похожа на труд скульп­тора. Исходную фигуру делают из глины или пластилина в полный рост. Самое главное - добиться сходства при изготовлении головы. А вот для слепка кистей рук подбирается подходящая по типажу модель.

- По росту подбираются все остальные части тела с поправкой на особенности, - объясняет мастер. - Например, в нашем случае один из племянников сказал, что у него кисти рук очень похожи на руки Динмухамеда Ахмедовича. Я попробовал снять слепок, но из-за различия в росте (Кунаев был высоким, 193 сантиметра) они не подошли, пришлось искать другую модель.

- Трудно было добиться сходства?

- Всем же хочется увидеть такую иллюзию, словно он сейчас заговорит. К тому же у каждого из родственников сохранился свой образ Кунаева. Каждый помнит его особенный взгляд, мимику. Но в итоге работу одобрили все. Хотя я все равно во многом бы сделал иначе. Например, сейчас я знаю, что есть в России мастера, которым можно заказать глаза. Я покупал искусственные в глазном институте, а они стандарт­ные. И поскольку Кунаев высокого роста, получается, что пропорции чуть-чуть не те. В изначальной форме все было неплохо, а уже в готовой фигуре я не вполне доволен результатом. Когда люди говорят, что очень похож, я вроде успокаиваюсь, но в душе все равно есть некое смятение. У нас для исполнения этой работы были невероятно короткие сроки - всего два месяца.

- Почему не использовали более современные материалы, тот же силикон?

- Поначалу я хотел работать с ним, но материал очень дорогой и имеет свои особенности. Например, воск можно красить, а с силиконом это сделать практически невозможно. То есть тон кожи надо подбирать сразу. Поэтому я решил делать классику из воска. Кстати, если в этот материал добавлять парафин, который используют в обычных свечках, то получается очень хороший для работы материал. Тут главное, чтобы в музее соблюдали температурный режим, чтобы не было сквозняков, тогда фигура прекрас­но сохранится.

- Парик вы заказывали или делали сами?

- Конечно сам! Использовал и натуральные, и искусственные волосы. Вообще, только на парик обычно уходит месяц работы. А вот одежду заказывали в ателье, пытались сделать копию с имеющегося в музее костюма Кунаева. Искали похожий материал, но это сейчас практически невозможно. Мне, по крайней мере, видно, что это не совсем то и по качеству пошива, и по фактуре. Подбирали похожие туфли, депутатский значок делали на заказ. А вот запонки и галстук из личных архивов отдали родственники.

- Наверное, приходилось изу­чать много фото- и видеоматериалов той эпохи?

- Я, кажется, все пересмотрел. Меня вообще удивляет биография Кунаева, особенно в конце жизни, когда человек такого уровня фактически оказался под домашним арестом, ему даже во двор не разрешали выходить гулять, только на балконе дышать воздухом.

- В итоге вы довольны своей работой?

- Я много видел восковых копий известных людей в разных городах. Могу точно сказать, что у нас не хуже. По сравнению с Санкт-Петербургом так даже лучше по качеству. Специалистов, умеющих делать подобные вещи, очень мало, нет какой-то единой технологии, в этом вся сложность. Просто мы, художники-оформители, умеем почти все. Тем более я частенько работаю для музеев, делаю панорамы, фигуры, исторические картины.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть