Кунаев снова за рабочим столом
В мемориальном доме-музее Димаша Ахмедовича после реконструкции появился новый экспонат - фигура бывшего первого руководителя Казахстана, воссозданная в мельчайших деталях. Кто и как занимается подобной работой?
Таких специалистов на всю страну один-два человека. Дело осложнялось еще и тем, что реконструкция музея проводилась в очень сжатые сроки. Не было времени на долгую подготовку и творческие муки. Команда, занимавшаяся модернизацией пространства, остановила выбор на художнике-оформителе Бахытжане ДОСЫМОВЕ. Он не скульптор, и, пока делал копию, шутил с коллегами, что, мол, обычный оформитель отбирает хлеб у мастеров. Бахытжану приходилось многое по технологии изготовления придумывать самому и приспосабливаться к возможностям и бюджету проекта.
- Насколько я знаю, подобная работа стоит около 20-25 тысяч долларов, но мне было интересно попробовать себя в таком деле, поэтому я высокий гонорар не запрашивал, - откровенничает Досымов. - Отдельно изготавливается парик, шьется на заказ костюм. Это кажется, что все просто. У меня однажды ресторан пытался заказать копию голливудского артиста, чтобы сидел в зале на радость посетителям, но когда узнали, во сколько обойдется такое удовольствие, от идеи отказались.
При изготовлении копии поначалу работа похожа на труд скульптора. Исходную фигуру делают из глины или пластилина в полный рост. Самое главное - добиться сходства при изготовлении головы. А вот для слепка кистей рук подбирается подходящая по типажу модель.
- По росту подбираются все остальные части тела с поправкой на особенности, - объясняет мастер. - Например, в нашем случае один из племянников сказал, что у него кисти рук очень похожи на руки Динмухамеда Ахмедовича. Я попробовал снять слепок, но из-за различия в росте (Кунаев был высоким, 193 сантиметра) они не подошли, пришлось искать другую модель.
- Трудно было добиться сходства?
- Всем же хочется увидеть такую иллюзию, словно он сейчас заговорит. К тому же у каждого из родственников сохранился свой образ Кунаева. Каждый помнит его особенный взгляд, мимику. Но в итоге работу одобрили все. Хотя я все равно во многом бы сделал иначе. Например, сейчас я знаю, что есть в России мастера, которым можно заказать глаза. Я покупал искусственные в глазном институте, а они стандартные. И поскольку Кунаев высокого роста, получается, что пропорции чуть-чуть не те. В изначальной форме все было неплохо, а уже в готовой фигуре я не вполне доволен результатом. Когда люди говорят, что очень похож, я вроде успокаиваюсь, но в душе все равно есть некое смятение. У нас для исполнения этой работы были невероятно короткие сроки - всего два месяца.
- Почему не использовали более современные материалы, тот же силикон?
- Поначалу я хотел работать с ним, но материал очень дорогой и имеет свои особенности. Например, воск можно красить, а с силиконом это сделать практически невозможно. То есть тон кожи надо подбирать сразу. Поэтому я решил делать классику из воска. Кстати, если в этот материал добавлять парафин, который используют в обычных свечках, то получается очень хороший для работы материал. Тут главное, чтобы в музее соблюдали температурный режим, чтобы не было сквозняков, тогда фигура прекрасно сохранится.
- Парик вы заказывали или делали сами?
- Конечно сам! Использовал и натуральные, и искусственные волосы. Вообще, только на парик обычно уходит месяц работы. А вот одежду заказывали в ателье, пытались сделать копию с имеющегося в музее костюма Кунаева. Искали похожий материал, но это сейчас практически невозможно. Мне, по крайней мере, видно, что это не совсем то и по качеству пошива, и по фактуре. Подбирали похожие туфли, депутатский значок делали на заказ. А вот запонки и галстук из личных архивов отдали родственники.
- Наверное, приходилось изучать много фото- и видеоматериалов той эпохи?
- Я, кажется, все пересмотрел. Меня вообще удивляет биография Кунаева, особенно в конце жизни, когда человек такого уровня фактически оказался под домашним арестом, ему даже во двор не разрешали выходить гулять, только на балконе дышать воздухом.
- В итоге вы довольны своей работой?
- Я много видел восковых копий известных людей в разных городах. Могу точно сказать, что у нас не хуже. По сравнению с Санкт-Петербургом так даже лучше по качеству. Специалистов, умеющих делать подобные вещи, очень мало, нет какой-то единой технологии, в этом вся сложность. Просто мы, художники-оформители, умеем почти все. Тем более я частенько работаю для музеев, делаю панорамы, фигуры, исторические картины.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы