5270

И хочется, и колется

Вечнозеленые ретроелки, восковые игрушки позапрошлого века, трогательные человечки из ваты, морозные Дедушка и его внучка из гофрированной бумаги и папье-маше, идеологически выверенная советская новогодняя эстетика. В Almaty Gallery открылась выставка елочных игрушек с историей.

И хочется, и колется

Собираясь ее посетить, следует запастись салфетками: в сентиментальное “такое у меня было!” не шмякнется только уж очень черствый человек. Самые хрупкие посетители даже плачут - украшения “с биографией” перемещают нас в детство, где мама и папа, запах хвои и мандаринов, а под елкой с утра ждет подарок.

На этой выставке представлены сокровища пяти алматинских коллекционеров. Счет елочным украшениям в закромах каждого из них идет уже на тысячи экземпляров. И каждый не может рационально объяснить, с чего же все началось. Не иначе работает та самая новогодняя магия. Вообразите: кто-то выбрасывает куцую советскую елку как старый хлам, а эти люди круглый год гоняются за ней по разным интернет-аукционам. За интересной игрушкой или раритетным флажком, гирляндой или бумажным фонариком они готовы лететь на другой конец света. Помогают коллекционерам специальные елочные байеры - ходят по блошиным рынкам Европы и высматривают редкости.

- Этот украшенный к Новому году домик - из Германии, мое самое недавнее приобретение. Он прибыл сюда всего неделю назад. А это самый настоящий магазин. В моей коллекции уже есть такие мясная и галантерейная лавки. Сначала такие домики (с очень трепетным отношением к малейшим деталям) были рекламной фишкой для магазинов, их ставили в окна. Позднее их стали покупать для детей в качестве обучающих игрушек, - ведет нас к стеклянной витрине самая “зажиточная” из представленных на выставке коллекционеров Светлана КРУПКО.

В ее коллекции, которую она собирает около 20 лет, уже больше 10 тысяч елочных игрушек. Хранит свое богатство пока дома, но родные Светланы опасаются: если так пойдет и дальше, придется покупать еще один дом - уже под игрушки. Ей и правда пора музей открывать: есть елочные украшения Викторианской эпохи, есть советский новогодний массмаркет 80-х годов.

- Мы же собираем все, - показывает на вазу с “фруктами и ягодами” еще одна участница выставки декоратор Лорис ДОРОШ. - Даже если для истинных ценителей такие штампованные игрушки и не представляют художественной ценности, от них веет эпохой и можно соорудить оригинальную фруктовую или овощную елочку.

Отдельная симпатия у коллекционеров к фигуркам Деда Мороза и Снегурочки. Это для обывателей они как из стручка: тулуп, посох, красный нос. На деле же у каждого своя история и место “прописки”. Вот этот, коренастый, из папье-маше, горячий грузинский Дед. Вот Снегурочка с кукольным лицом из Киева, голова у нее тяжелая - из пластмассы, а тело легкое - из папье-маше. Поэтому у такой Снегурки часто разбит нос - на ногах ей устоять сложно. А эти Дедушка и внучка - коренные алматинцы. Сегодня они редкость, а в южной столице их и вовсе не сыскать. Артель имени Горького, ставшая потом фабрикой игрушек “Кызыл-Ту”, выпускала их всего несколько лет.

Хранители елочных ценностей рассказывают: слишком мало осталось уже тех, кто игрушки продает из дома, ушла эпоха. Покупать их приходится чаще всего в безликих интернет-магазинах.

- Однажды я наткнулась на объявление: за смешную цену отдавали и елку, и целую коробку игрушек, довольно редких. Женщина, которая продавала это, объяснила, что детей маленьких нет, наряжать елочку не для кого и все это стало ненужным, - рассказывает Лорис. - Совсем иначе было в начале ХХ века, когда Новый год внезапно оказался под запретом. Праздник, который носил религиозный оттенок, решено было искоренить. Участники специальных рейдов проверяли, не стоят ли в домах наряженные елки. Но любители праздника елки ставили! Правда, от лишних глаз накрывали их покрывалом. После 1935 года отношение к Новому году стало более теплым, а елочным украшениям придали идеологическую наполненность.

В шар из толстого стекла, выкрашенного краской для танков, усыпанного красными звездами, буквально влюбилась коллекционер Евгения РАЙНИК. Военная тематика (пистолеты, самолеты, фигурки солдат, командирские часы) и игрушки, выпущенные буквально из отходов производства “Москабелем”, были очень популярны во время Великой Отечественной войны. Суровые и скромные - есть в них свое очарование.

Ажар ТЮЛЕУБАЕВА коллекционирует старинные поздравительные открытки. Есть даже такие, где морзянкой можно прочесть: “С Новым годом!” А фишка Евгения ВЕСНИНА - тематичес­кие коллекции: увлечение кукурузой, освоение космоса, победы в спорте. Есть посвященные нашему катку “Медеу”.

Здесь и коллекция игрушек в форме циферблата, она так и называется - “Кремлевская”. На них без пяти минут полночь, и многие коллекционеры тиражируют легенду о том, что выпускать эти шарики стали после выхода на экраны знаменитой комедии “Карнавальная ночь”. Но Евгений развенчивает мифы: в его закромах есть “часики” и более раннего года выпуска.

А вот игрушки, которыми и я в детстве наряжала елочку, - сказочные коллекции, выпущенные производственным объединением “Актюбхимпласт”.

- Выпускали их недолго - всего около 10 лет. У них есть свой шарм и узнаваемость. Сегодня их активно добывают зарубежные коллекционеры. А еще интерес­ная история: художник Сергей КАБАКОВ на одной из игрушек из серии “Малыши” изобразил самого себя, - показывает Евгений. - Он до сих пор живет в Актобе. Мы общаемся.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть