1933

Когда всё началось

Так называется документальный спектакль, где истории людей с онкологичес­кими заболеваниями со сцены озвучивают те, кто в настоящее время проходит химиотерапию. Спектакль-быль. Спектакль-боль. Артистам дали установку: монологи читать отстраненно и истории на себя не примерять. Этот театральный опыт тоже часть терапии. Потому и применили ее максимально осторожно, в малых дозах.

Когда всё началось

Зритель оказывается то в очереди в больничном коридоре, то в кабинете врача, то в маленькой комнатке, где человек, оставшись наедине с самим собой, принимает ситуацию. Сухо, сдержанно не выходит ни у кого. Актрисы, несмотря на то что постановка родилась всего-то за две недели, очень органичны в образах. Сложно найти человека, у которого эти истории не отзываются в душе. Пространство электризуется. Тянутся нити потерь, нити надежды. Но постановка замешана не только на эмоциях. Со сцены откровенно говорят о том, с чем сталкивается человек при постановке диагноза, лечении, реабилитации. И на этом пути, который проходит пациент и его сопровождающий, есть немало подводных камней.

Спектакль родился не случайно - проводится исследовательский проект по выявлению проблемных точек в сервисе онкологической помощи. Основываясь на его результатах, в здравоохранении планируют применить принципы и методы сервис-дизайна. То есть максимально концентрироваться на потребностях человека - пациента и доктора. Но, чтобы прийти к этому, необходимо обозначить узкие места.

- Замахиваться на республику мы не стали, решили провести исследование в рамках одной клиники - Алматинского регионального онкологического диспансера. Цель была выявить болевые точки, - объясняет врач-онколог, химиотерапевт Сурия ЕСЕНТАЕВА. - Мы провели глубинные интервью с нашими резидентами. Как врач, я слышу эти истории каждый день. Но в кабинете они обычно и остаются. К тому же у многих онкологов в государственных поликлиниках просто нет времени обстоятельно поговорить с пациентом - поток большой, а время ограничено. Но этот диалог важен: пациенту нужно говорить, врачу - слышать.

Для исследования были записаны интервью 20 разных людей - пациентов и их близких. К интервью врачей еще не приступали, поэтому в спектакле Сурия Есентаева говорит от себя и о себе.

Когда о чем-то очень больно, страшно, но важно говорить, на помощь зачастую приходит искусство. Так было и на этот раз. Истории получились глубокими, откровенными, отрезвляющими. Профессиональных актеров к спектаклю решили не привлекать, ведь при общественном объединении “Научно-медицинское сообщество” работает студия арт-терапии. Занимаются в ней те, кто проходит “химию”. Обычные люди. А тут сцена, зрители - не все отважились попробовать.

- Исследование - процесс долгий, мы не знали, когда оно будет готово. Поэтому просто занимались и вели дневники. Иногда записи в них были позитивными, вдохновляющими. Иногда они жаловались на усталость, - рассказывает режиссер спектакля и актриса театра “АРТиШОК” Камилла РАШИД. 

- Получили интервью мы в середине ноября. Я прочитала их все, сделала выборку. Одним из правил проекта было то, что актрисы не могут выбирать себе монолог. В этот момент изменились и записи в дневниках моих актрис - роли понравились не всем, им же хотелось сыграть главную роль в художественном спектакле. И я их понимаю: переживая эту болезнь, сложно говорить о ней еще и со сцены. Но, встретившись на другой день, мы решили, что сцена - это как раз самый подходящий формат. Спектакль не изменит систему здравоохранения, но он показывает, что спасение может быть в диалоге.

Камилла признается: в дневнике одной из актрис она прочла мысль, которая стала режиссерским решением.

- Как актриса, как режиссер, я должна объяснить себе, почему я это делаю. Мне помогла та самая фраза: “Рак - я не знаю, как к нему относиться”, - говорит Камилла Рашид.

Два премьерных дня прошли в мастерской “АРТиШОКа”. О том, куда дальше отправится постановка и сможет ли ее увидеть массовый зритель, пока не говорят. Но документальный спектакль получился таким, который стоит посмотреть. Поэтому актрисы - а они уже всерьез подумывают о создании своей труппы - открыты для предложений.

- Ощущение, что ты остался один, когда случается несчастье или приходит болезнь, - первая реакция человека, - считает Сурия Есентаева. - И потому очень важно еще раз напомнить людям, что они не одиноки. Кроме того, проговаривать чужую историю, не примеряя на себя, тоже полезно. Я более 30 лет в онкологии и на многие вещи смотрю иначе - верю в Бога, понимаю, что все не случайно. И уже давно ищу способ донести до пациентов мысль: даже эта ситуация, диагноз - возможность что-то пересмотреть и изменить в своей жизни. Главный вопрос: “Для чего это послано?” С честного ответа на него все и начинается.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть