3615

Роль писали с меня

У Тулепбергена БАЙСАКАЛОВА феерическая биография, но в жизни он то ли изображает простачка, то ли таковым и является. Невысокий, в кепочке, он мимоходом рассказывает, как его звали на Бродвей, так же мимоходом - о разных трудных периодах в жизни.

Роль писали с меня

В прокат Казахстана вышел фильм “От” (“Огонь”), и сразу разгорелась полемика. Кто-то кричит: кому нужно это авторское кино, чтобы снимать такую безнадегу и нудятину за казенные деньги? Другие приводят внушительный список наград, полученных лентой на международных фестивалях, и говорят, что давно не было таких искренних и простых фильмов. В главной роли мужика-страдальца и недотепы как раз Тулепберген.

Он вообще запомнился зрителям как вечный среднестатистический человечек, ну иногда с чудинкой, с долей гротеска. Если хотите моментально вспомнить его, то это профессор из ремейка Тимура БЕКМАМБЕТОВА “Джентльмены, удачи!”.

- Вообще-то в этом фильме я должен был сыграть одну из главных ролей - Василия Алибабаевича, - рассказывает Тулепберген. - Причем Бекмамбетов даже не делал пробы. Он увидел меня в фильме Дворцевого “Тюльпан” и сказал, что утверждает на роль. А потом позвонил с извинениями - мол, есть у него друг-грузин, которому он давно обещал роль в своем кино: “Таке, ну вы же понимаете, без обид, я все равно найду для вас что-то другое”. Так я и стал археологом. Хотя у меня в голове не умещалось: какой из меня профессор? Вот честно! Там же по глазам должно быть сразу видно ученую степень. Но вроде получилось, хотя пришлось говорить с акцентом. Потом еще в эпизодах в двух фильмах снимался у Бекмамбетова.

- Как вы вообще стали актером?

- Я сам частенько задаюсь этим вопросом. По-моему, все было предопределено, несмотря на то что родители у меня очень простые люди: папа - водитель, мама - электрик, потом няня в детском саду. Родом я из села Восток Костанайской области. Но еще до школы я им объявил, что стану артистом, в медицинский колледж отказался поступать, и они просто устали бороться. Я даже в киножурнал “Ералаш” писал, что хочу сниматься, но мне не ответили. Так я до 25 лет прожил в селе, даже успел поработать заведующим клубом, а потом поехал поступать в Жургеновку. Может быть, останься я в селе, и жизнь сложилась бы по-другому, поднимал бы сельское хозяйство. Иногда тянет обратно домой, поковыряться в земле.

- Когда учились, вы понимали уже, чего хотите: в театр, в кино или банкеты вести?

- Не особо. Насчет банкетов в жизни был один опыт. Как-то сокурсники надо мной подшутили, пригласив на той якобы посмотреть, как они работают. Сунули в руки микрофон и… сбежали. Я так растерялся, что даже не смог себя проявить и только объявлял, кто говорит следующий тост. Потом обидно было, думал: ну мог же как-то выкрутиться, показать свой артистизм. Шутники эти сейчас ведущие артисты Асыл­бек КАПАЕВ и Сырым КОШКАБАЕВ. Бывали шутки и пожестче: могли во время сна брови побрить, например, так сделали одному артисту оперного театра. Однажды как-то с однокурсниками должен был ехать в Алматы, а оказался в Семее. Правда, был нетрезвым тогда.

- Как же вы попали в обойму к российским режиссерам?

- Сначала я не попал на Бродвей. У нас был небольшой студенческий театр из нескольких человек “Колония С”. Мы приняли участие в фестивале “Театр под открытым небом” в 1997 году в Алматы и заняли первое место, а в жюри был режиссер-американец. Он подошел конкретно ко мне и пригласил работать.

- А вы?

- У меня в тот момент не было паспорта, к тому же я сказал, что у нас группа, не могу один ехать. В общем, не поехал. Потом кем только не работал! Прошел все: от рабочего на площадке до режиссера короткомет­ражки. От “Казахфильма” в конце 1990-х отправили группу из 20 человек учиться в Москву, в том числе и меня. Если честно, я не ожидал найти там что-то сверхъестественное, скорее, надеялся обрасти творческими контактами. Думал: встречу Шукшина в сапогах, братьев Ливановых, всех героев той киноэпохи. Но в группе продюсирования кино, куда я попал, больше было далекой от творчества молодежи. После двух месяцев учеба у меня пошла наперекосяк, я стал больше сниматься и получал от этого удовольствие. Но мысли не было остаться там, попытаться устроить карьеру.

- Уже сейчас говорят, что кино “От” авторское, проката большого не будет, несмотря даже на ваш приз за лучшую мужскую роль, полученный в Лос-Анджелесе (Asian World Film Festival). Вам что приятнее: получить приз или сыграть в кино, которое смотрит вся страна?

- Не буду выпендриваться - хорошо и то и это. И то и другое нужно для узнаваемости.

- Но разве не жалко зрителя? В фильме “От” сплошная безнадега. Этого и в жизни хватает. Стоило ли снимать кино?

- У большинства из нас на лице маски. Я говорю сейчас именно про казахстанское общество. Мы привыкли перед родней, окружением держать лицо. Отсюда срывы, выплески эмоций туда, куда не надо. Главный герой не пьет, не может даже сильно ударить обидчика дочери. Но он понимает самое важное - жизнь продолжается. Ну родит дочка, значит, ребенка надо воспитать, главное, чтобы все были здоровы. По моим понятиям, он как раз оказывается мужчиной, человеком. Он не делает глупости, не идет по головам, не ломает никому жизнь, а принимает обстоятельства. Каждому человеку дается возможность достойно выйти из трудностей. Мы же понимаем, что танец в финале - это некий литературный образ. Просто жизнь продолжается. Вот и все.

- А ведь могли загнобить дочку в угоду патриархальной морали…

- Вы знаете, сейчас часто ссылаются на опыт предков. Но бывало по-разному. Жизнь в степи и в советские времена, и до них была та еще “Санта-Барбара”. Я расскажу историю моей семьи. Моя бабушка вышла замуж, родила двоих детей, и мужа забрали на фронт. Пока он воевал, бабушку украл замуж другой человек. Первый муж возвращается домой, а жена уже нарожала детей с другим человеком. Вот это страсти. Причем мы не знали, по любви это все было или обстоятельства какие-то. Не принято было расспрашивать. Я, когда видел бабушку, всегда размышлял о том, какой стальной человек должен быть, чтобы держать все в себе. Хорошо, что у нас сейчас есть возможность говорить на какие-то закрытые ранее темы о том, что насилия в семье не должно быть, что уят - это не приговор, что красть невест нельзя. О том, что вообще надо уметь слышать и слушать друг друга. Кстати, и об этом тоже фильм “От”.

Самое главное в этой жизни, чтобы рядом оказалось плечо родного человека, который не скажет, что ты слабак и сам во всем виноват, а поддержит тебя в любой ситуации. Мне повезло, у меня очень хорошая жена и двое детей. Кстати, у меня было ощущение, что режиссер Айжан КАСЫМБЕК, которая и писала сценарий, что-то подсматривала во мне и в моей жизни. Поэтому она и поборолась за меня. Некоторые наши гении отговаривали ее брать меня на главную роль. Скажу по секрету: я в жизни много глупостей совершил, а вот каких - не стоит рассказывать.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть