1124

Снова о насилии

Табуретка может стать частью художественной экспозиции. Если ею били женщину. В этом убедились алматинцы на выставке “За дверью”.

Снова о насилии

Тема домашнего насилия тяжелая, но говорить о ней надо, считают организаторы акции. Правда, большая часть перформансов была показана только в день закрытого открытия выставки (это модный теперь в южной столице термин). Но в течение двух недель можно будет увидеть черный лабиринт в центральном госмузее, а в сквере рядом с ним художественный объект от художницы Зои ФАЛЬКОВОЙ. Правда, прохожие вряд ли поймут, о чем он. Нам объяснили в день открытия выставки, что это не случайно похоже на постамент без героя. Цементная тумба хранит на себе отпечатки кулаков мужа художницы, именно ему Зоя доверила самую важную часть произведения, когда хотела показать, что даже бетон не сможет выдержать столько боли и насилия, сколько выпадает на долю женщин в Казахстане. Красная краска символизирует кровь жертв домашних тиранов. Кстати, многие авторы хотели принять участие в создании этого произведения, но Фалькова решительно отказывала всем и доверила миссию только своему мужу, которого в шутку называет своей музой. Кстати, в семье художницы полный мир и взаимопонимание, в том числе и на художественном поприще.

- В городском пространстве принято знаковые фигуры обозначать памятниками, - рассказывает куратор выставки Ольга ВЕСЕЛОВА. - Но жертвы бытового насилия очень часто ускользают из поля зрения казахстанского общества, и этим пустым постаментом мы хотели подчеркнуть этот факт. Ежегодно в Казахстане 400 женщин умирают от бытового насилия, об этом трудно говорить, но надо, чтобы остановить цепочку смертей.

- Я не случайно выбрала бетон, - рассказывает автор Зоя Фалькова. - Мне хотелось показать, что даже этот материал не выдерживает жестокости, которую может один человек проявлять к другому. Это массовое явление в нашей стране, и оно очень страшное.

Что касается самой концептуальной современной выставки - это длинная многоходовка. Сначала отбирали истории реальных женщин, переживших насилие. Затем художницы, участницы проекта, выбирали себе те, которые задевали их лично, и создавали свои работы буквально по мотивам реальных историй. Все объекты будут оцифрованы, проданы на современных маркетплейсах, а вырученные средства пойдут в фонд помощи жертвам насилия. Выставка же в том виде, в котором она представлена алматинцам, отправится дальше по Казахстану. Уже есть договоренность показать ее в столице, организаторы хотят повезти ее на юг страны, где остро стоит проблема насилия.

- А вам не кажется, что музей не то место, где можно воздействовать на умы людей, склонных к насилию? Где они и где высокое искусство…

- На самом деле проблема домашнего насилия не имеет какого-то социального статуса, - рассказывает Ольга Веселова. - Это скорее некий психологический фактор.

- Но наверняка лично вы не сталкивались с этой проблемой?

- На личном опыте нет, но моего отца во время бытового конфликта зарезала любовница. Долгое время для меня это была табуированная тема. Прошло 20 лет и много часов терапии, чтобы понять, что я в этой ситуации не виновата. И защищать надо всех, работать надо со всеми участниками конфликта - и с жертвой, и с агрессором. А самое главное - говорить об этом. Вы знаете, в ходе подготовки к этой выставке мне приходилось часто перечитывать собранные истории. Буквально каждый день. Потому что они не запоминались - у нашей памяти есть такой защитный механизм, когда травмирующая информация стирается, мозг просто блокирует ее. И в любом случае все эти события точно не должны были случиться, но они произошли.

Женщины, рассказавшие истории, не хотят публичности. Каждая из пяти авторов - Зоя Фалькова, Бахыт БУБИКАНОВА, Аружан ЖУМАБЕК, Молдир САГЫНДЫКОВА, Дарья ТЕМИРХАН - увидела тему по-своему. Например, Бахыт Бубиканова сделала художественным объектом табуретку, разложив ее на составляющие. Так из орудия для битья табуретка стала частью экспозиции, рассказывающей о том, что происходит за закрытыми дверями во многих казахстанских семьях.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее