1068

Размышления о судьбе музыканта

В столичном бизнес-центре “Москва” открылась выставка “Звезда по имени Солнце”, посвященная 60-летию Виктора ЦОЯ. Пожалуй, это тот случай, когда невольно задумываешься: что бы по этому поводу сказал сам юбиляр?

Размышления  о судьбе музыканта

“Президент наградил известного российского музыканта и актера Виктора Цоя орденом “Достык” 2-й степени за вклад в развитие казахстанского кинематографа…”

Подобная новость выглядит абсурдной лишь в силу того, что Цоя уже много лет нет с нами. Хотя и при его жизни идея о том, что он получит какую-либо государственную награду, звание, титул, казалась полнейшим бредом. Рок-бунтарь, идол контркультуры - и вдруг орден! Или выставка к юбилею…

Выставку в Астане организовал Русский дом, и сделано это, надо отдать должное, без лишнего пафоса, как-то даже вполне по-гаражному. Цитаты, рисунки и плакаты перетекают из одного помещения в другое, а в нужных местах композицию поддерживают фотографии, некогда сделанные павлодарским фотографом Едыге НИЯЗОВЫМ, “документировавшим” ленинградский андеграунд в 80-х годах (кстати, в столице эти фото выставляются впервые). Понятное дело, звучат песни юбиляра. Что удивляет больше всего - количество молодых людей, родившихся, судя по всему, значительно позже 15 августа 1990 года. Все-таки бунтарство, выразителем которого был Цой, востребовано у каждого нового поколения.

- Мог ли президент вручить Цою орден? - задумывается представитель Русского дома в казах­станской столице Евгений ЛУМПОВ. - Почему бы и нет?! Хотя Цой был большой интроверт и награды его не интересовали. Вряд ли бы он пошел на контакт с какой-либо властью.

Чем бы Виктор Цой занимался сейчас - большой вопрос, ответу на который посвящен один из залов.

- Мы предположили три варианта, - поясняет организатор выставки Арай СЛАМБЕКОВА. - Первый - Цой, увы, не нашел бы себя в новых реалиях и спился. Второй - ушел бы в кино, став актером и режиссером. И третий - продолжил бы писать песни. Но каждый посетитель может предложить свой вариант.

Интересно, как бы ему удалось стать отшельником, если даже сейчас, спустя три десятка лет после его смерти, люди размышляют о его возможной судьбе?! Виктор Цой так основательно укоренился в нашем культурном коде, что, даже спившись, вряд ли обеспечил бы себе забвение. Сказано ведь, точнее - написано на стенах подворотен от Санкт-Петербурга до Алматы: “Цой жив!”.

Владислав ШПАКОВ, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть