Фильмы не для всех
12 сентября отмечают День казахстанского кино. Отрасль вроде переживает небывалый подъем, но режиссеры все чаще говорят, что сложившуюся ситуацию надо менять.
Успехи нашей киноиндустрии очевидны. Вот только свежие новости за последнюю неделю: фильм “Мукагали” Болата КАЛЫМБЕТОВА получил специальный приз от жюри на кинофестивале в Казани, Адильхан ЕРЖАНОВ с лентой “Голиаф” был удостоен очередных комплиментов и специального приза кинокритиков в Венеции. Там же был показан дебютный фильм молодого режиссера Эльдара ШИБАНОВА “Горный лук”, снятый на международный грант. На отечественном фестивале “Байконыр” фильм “18 килогерц” Фархата ШАРИПОВА тоже был признан лучшим.
Успех и слава? Но вот параллельно всем этим событиям Азиз ЗАИРОВ, режиссер фильма “Мама, я живая”, попавшего в Канны, проводит встречу с журналистами, чтобы поднять важный вопрос: надо что-то делать с системой. Это хорошо, что киношники получают государственные деньги на съемки, но как-то надо доводить эти фильмы до проката. Причем массового. Вариант, когда кинотеатры идут навстречу и дают ради эксперимента неделю-две в одном из залов, - это не коммерческий прокат.
Получается удивительная история: денег на кино государство выделяет все больше, а выхлопа от бюджетного кино все меньше. То есть ленты занимают места на престижных фестивалях, их видят специалисты. Если это и есть цель инвестиций, то она достигнута. Если же цель - показать отечественное кино казахстанцам, то надо срочно думать, как это сделать. Из перечисленных выше фильмов практически ни один не имел хорошей прокатной истории. Все с боем, с усилиями.
Достаточно проанализировать сборы кинотеатров: в десятку самых кассовых фильмов у нас в стране неизменно входят два-три отечественных. Но не те, что поездили по фестивалям, а те… что на свои деньги для кассы снимает киносеть, не рассчитывая на мировую славу. Получается, что мы смотрим только развлекаловку, и с этим что-то надо делать. Либо авторское кино слишком заумное для большинства. Тогда, может, не стоит оно таких государственных денег?
А между тем недавно министр культуры Даурен АБАЕВ рассказал, что намерен расширить меры поддержки казахстанского кино. В приоритете окажутся дебютанты, молодые режиссеры и фильмы с прицелом на фестивали. Что касается проката, история застарелая. Прокатчики - это частные компании, и они должны быть заинтересованы показывать отечественные фильмы, даже если это не приносит прямую выгоду. Иначе мы скоро станем страной с двумя типами кинематографа: один - для всех на частные деньги, другой - для избранных за счет бюджета.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО