3103

От Снегурочки до кикиморы

Актриса Марина ГАНЦЕВА предана театру, но верит в свой роман с кино. После Снегурочек и принцесс легко перешла на возрастные роли, а главное - сумела найти баланс, который так непросто дается каждой красивой женщине. Мы поговорили о том, как любить осень жизни

От Снегурочки до кикиморы

- Осень - это прекрасное время и года, и жизни, - улыбается Марина. - Посмотрите, какие яркие краски появляются вокруг. Для меня это время удивительных открытий, встреч. Обожаю запах осени, когда в воздухе уже разлита легкая прохлада. Я даже начинаю двигаться иначе в это время. Да, понятно, что у любого человека с возрастом появляется некоторый дискомфорт, как бы ты ни хотел этого не замечать.

Все зависит от того, как ты относишься к переменам. Для меня возраст - это не период упадка, а второе дыхание, новая страница, совершенно иные возможности взрослого постижения ролей, самой жизни. Мне все нравится! Даже то, что юбилей я отмечала не банкетом, а в родном театре, где меня просто очень тепло и душевно поздравили коллеги. Это правильно, потому что после моих безумных потерь прошлого года, когда друг за другом ушли папа и мама, такое ощущение, что я еще не поняла по-настоящему всю глубину этих утрат. Не то чтобы закрылась от всех, но сейчас мне важнее именно человеческое тепло. Близкие люди, друзья. Я счастливая женщина, поскольку обладаю и тем и другим.

Так что осенью начинается какая-то другая жизнь. Это не значит, что раньше была хуже, просто теперь другая.

Вообще, я верю, что в нашей жизни всем правят прилагательные. Если говорить “сложный” возраст, то так у тебя и будет, а вот если “замечательный”, “занятный”, то совсем другое настроение. Если раньше я играла принцесс, Снегурочек, то теперь на новогодних утренниках я - кикимора. Но разве это повод для расстройства? Вы не представляете, какое удовольствие я получаю от того, что теперь можно подурачиться, выйти за рамки.

- Юрий Борисович Померанцев - и ваш партнер по спектаклю, и практически ваш творческий папа. Он тоже в списке потерь тяжелого года…

- Да, именно он был со мной с 16 лет. Мой учитель. Это он нежно, бархатно ввел меня в театр, всему научил. А затем еще и появился спектакль “Однажды в Глостере”, который мой учитель считал самым значимым, где мы играли вдвоем. Кстати, именно Померанцев вставил в текст этого спектакля монолог о том, как хотелось бы достучаться до главного механика, чтобы чуть-чуть замедлить бег времени, вздохнуть полной грудью и оглянуться. Он очень остро ощущал этот бег времени.

- Почему вы называете этот спектакль подарком? Вы же уже были очень взрослой, сложившейся актрисой, мастером.

- Мы репетировали этот спектакль почти два года. Это был хороший мастер-класс для меня. Театр - такая штука, когда учиться необходимо все время, невозможно жить старыми достижениями, сделать что-то раз и навсегда. Вот и приходится все время бежать вперед. Это точно про меня. Я не умею ходить медленно, не умею останавливаться. Наверное, по­этому всегда шучу, что, когда человек в движении, возраст просто не успевает за ним угнаться.

- Расскажите о том, как вы проживали вместе этот спектакль.

- Работать с таким мастером, как Юрий Борисович Померанцев, всегда безумно интересно. У нас было много своих ритуалов. Например, в финале, когда закрывался занавес, а потом распахивался, ему надо было вернуться из глубины сцены, и он торопился сделать это быстро, чтобы по пути обязательно успеть сказать еще несколько восторженных слов мне: “Какая ты молодец, это было замечательно! Сегодня было особенно талантливо!” У него было всего несколько секунд на это, да и вообще услышать похвалу от Юрия Борисовича практически нереально. Тем важнее были для меня эти слова и ценнее секунды.

Мы мало говорим друг другу комплименты, больше критикуем или… молчим. А комплименты, слова ободрения - это главное, мы должны успевать говорить их друг другу при жизни. Еще после спектакля мы обязательно сидели в гримерке и обсуждали его. Потом я провожала Юрия Борисовича и только после этого шла домой.

- Верите ли вы в чудеса?

- Конечно верю, более того, я их сама создаю. Когда была маленькой, папа днем трудился на железной дороге, а вечером подрабатывал кино­механиком. Естественно, мое детство прошло в кинобудке под треск пленки. Там же появилось отчетливое желание стать актрисой. Как видите, эта мечта сбылась.

Можно сказать, что это детское, но и во взрослом возрасте я не переставала мечтать. Например, очень хотела встретиться с Софи Лорен. Настолько сильным было это желание, что эту мечту я даже записала на листочек бумаги. И она сбылась удивительным образом!

Моему бывшему мужу, итальянцу по происхождению, предложили сопровождать Софи Лорен во время ее визита в Казахстан, переводить. Конечно, я тоже присоединилась и помогала решать бытовые вопросы, общалась с ней. И даже не была удивлена, что так произошло. Надо уметь мечтать и верить, что желание сбудется.

- А материальные мечты сбывались?

- Да, я всегда очень хотела жить в таком месте, чтобы окна квартиры выходили на мой театр. В итоге так и получилось. Мы просто не всегда замечаем, как сбываются мечты.

- Роман с кино так и не сложился. Почему?

- Потому что он впереди. Оказаться перед камерой и быть правдивым очень сложно. Сейчас я чувствую себя готовой, у меня нет ни тени сомнения, что все еще произойдет, хотя такая моя уверенность может у кого-то вызвать скептическую улыбку.

- А ваше желание постоянно двигаться вперед помогает в театре?

- Оно выручает в самых неожиданных ситуациях. Например, был у нас такой случай: в спектак­ле “Вальс одиноких сердец” во время самого напряженного диа­лога вдруг выключился свет. А у меня же в подсознании сидит, что я не должна останавливаться, поэтому продолжаю дальше читать монолог. Партнер поддерживает меня. А света все нет… И я громко говорю: “Там в спальне свечи!” Это сигнал нашим реквизиторам. Они умудрились найти в темноте свечи, зажгли и выдали нам несколько канделябров. Мы, каждый раз уходя за кулисы, возвращались с новыми источниками света. Еще и шутили, обыгрывали ситуацию! Так продолжалось сорок минут. Уже потом мы узнали, что была крупная авария и половина города сидела без света, а наши зрители даже не догадались, что это не задумка режиссера, а наша находчивость.

- Надеюсь, такой форс-мажор случается нечасто…

- И все же случается. Однаж­ды во время спектакля “Власть тьмы” произошло сильное землетрясение, баллов шесть. Мы должны были по сюжету связать одного героя, а декорации шатаются, все растеряны. В итоге актер нашелся: “Ну так кто меня вязать-то будет?” И дальше спектакль пошел, словно так и надо.

Зрители потом еще и говорили, мол, какое оригинальное решение, режиссерский прием, что аж все декорации ходуном ходили.

А однажды на малой сцене декорации не были закреплены, и, когда актер по сюжету со всей силы толкнул инвалидную коляску, она врезалась в стену и… опрокинула ее. Он нашелся быстро, сказав: “Вот видишь, мой дорогой, эта ситуация довела меня до абсурда! У меня даже стены падают”. Правда, мы за кулисами прямо сползли на пол от хохота, оценив находчивость и остроумие. Вообще, партнерство, умение обожать коллег по сцене - это то, без чего невозможно работать в театре.

- Вы уже давно занимаетесь детским театром. Это тоже от желания не стоять на месте?

- В какой-то степени да, потому что с детьми я занимаюсь и техникой речи, и скороговорками. Да и вообще это очень интересно.

Для меня детская студия - это не развивающие занятия, а полноценная работа с талантливыми актерами. Именно поэтому мы впервые представили Казах­стан на очень серьезных международных конкурсах в Грузии, Франции, России, Турции. Это тоже захватывающая часть моей жизни.

Конечно, на первом месте театр, но раз у меня впереди большие планы, значит, тем более нельзя сбавлять темп, я должна быть готова к любым поворотам. Я и детям всегда открываю секрет: “Главное - говорить себе, что ты отважный искатель приключений, и отправляться вперед”.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть