3004

Посадили даже памятник

Алматы принято называть культурной столицей Казахстана. Поэтому даже к незначительным трендам здесь особое отношение. Например, сейчас мы переживаем эпидемию сидельцев - памятников на скамейках.

Посадили даже памятник

Возможно, в этом виноват неторопливый ритм города, при котором главное - посидеть: на летнике, возле фонтана, в парке и т. д. Может, это некая демократическая волна. Вот раньше люди, увековеченные в металле, если и сидели, то на конях, в крайнем случае - в роскошных креслах сродни трону, на возвышении. И существенно отличались от простых смертных. В последние годы пошла мода сажать знаковые персоны на обычные парковые скамейки и делать их пропорциональными обычным людям - вроде как снизить пафос, приблизить к народу. Итак, давайте подсчитаем алматинских сидельцев.

Первопроходцем этого монументального жанра стал скульптор Эдуард КАЗАРЯН с четверкой битлов, установленных в парковой зоне Кок-Тобе еще в 2007 году. Тут вопросов меньше всего. Арт-объект получился настолько душевным, что его даже скопировали и поставили в Ливерпуле, родном городе музыкантов.

В 2018-м на пр. Гагарина появился другой арт-объект: на обы­чной парковой скамейке в скафандре сидит Юрий ГАГАРИН. 

Юрий ГАГАРИН.

Заселфиться в обнимку с ним сразу стало модным местным трендом. Авторами проекта являются студенты Казахской академии искусств им. Жургенова Азамат КАБЫЛ и Акылбек ШАКЕН. Одна из алматинских легенд гласит, что бывший в ту пору акимом Бауыржан БАЙБЕК заметил космонавта во дворе одного ЖК, и фигура ему настолько понравилась, что он дал распоряжение доработать ее и повторить уже на проспекте Гагарина.

В мае 2019-го напротив оперного театра, рядом с гостиницей “Алматы”, появился актер и режиссер Шакен АЙМАНОВ, сидящий на скамеечке и словно приглашающий сфотографироваться рядом с ним. Автор - талантливый скульптор Нурлан ДАЛБАЙ. Памятник, или, как правильнее его все же называть, арт-объект, полюбился алматинцам. Это выглядело так мило и ностальгично: в центре города, в том месте, где происходили события самого известного фильма режиссера, он сидит теперь на скамеечке. А спустя полгода уже в сквере рядом с Дворцом Республики на скамеечку усадили композитора Шамши КАЛДАЯКОВА. 

Автор - Канат БЕГУЛИЕВ, вернее, целая группа скульпторов, и он в качестве лидера. Был конкурс на изготовление скульптуры, в результате победил данный проект. Видимо, в постоянстве сидящих на скамейках знаменитостях отборщики усмотрели некую стабильность мира. Этот памятник открывал уже новый аким Бакыт­жан САГИНТАЕВ.

Следующий год как-то не задался из-за пандемии, похвастаться нечем. А вот в 2021-м Нурлан Далбай осчастливил город еще одной персоной, сидящей на скамейке. Так, на углу улиц Кабанбай батыра и Валиханова появился писатель Герольд БЕЛЬГЕР. 

Герольд БЕЛЬГЕР.

Правда, стоит отдать должное, мастер, как и положено художнику, не стал повторяться напрямую: скамейка на этот раз очень условная и к Бельгеру для селфи запросто не подсядешь. Так что этот арт-объект стоит несколько особнячком. Вернее, сидит.

Наконец, уже в нынешнем году появился актер Асанали АШИМОВ - сразу за центральными арками входа на “Атакент”. Каюсь, фамилию автора найти так и не смогла. И хотя есть некое возвышение, показывающее, что все же это не место для отдыха, но актер сидит на скамейке в позе, буквально приглашающей к запанибратству. И вызывает уже четкое ощущение дежавю. Некий культурный диссонанс усугубляется еще и тем, что обычно ныне живущим персонажам скульптурные памятники не ставятся. Ну, исключая первых лиц государств в странах, склонных к авторитаризму.

Асанали АШИМОВ.

то же это такое - совпадение, цикл, новая мода или художественный штамп? За разъяснением мы обратились к председателю казахстанской гильдии критиков искусств Евфрату ИМАМБЕКУ:

- Конечно, смущает эксплуатация одного и того же приема. Сидячая скульптура - это очень распространенное явление, и у нас есть прекрасные образцы памятников. Что касается парковых скульптур, тенденция пришла из Европы. Замысел понятен: простой смертный садится рядом с известным человеком и становится с ним как бы на равных. Идея сама по себе хороша. Как бы снимается барьер, эффект придыхания перед знаковой персоной. Но в любом случае, когда мы видим столько повторений одной и той же мысли, это уже говорит об отсутствии вкуса в управлении культуры города Алматы, или кто там должен следить за арт-объектами на наших улицах. Это какой-то провинциальный снобизм: раз модно, то будем эксплуатировать идею. Но надо пожурить и авторов - это же просто недостаток творческого воображения, эдак мы скоро начнем ставить в городе девушек с веслом…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть