Танцуйте вместо диет
Солистка оперного театра им. Абая Малика ЕЛЬЧИБАЕВА заняла второе место на одном из самых престижных балетных конкурсов, а ведь год назад хотела уйти из театра служить в полицию…
О победе на XIV Международном конкурсе балета в Москве написано уже многое, более того, за выступлениями в режиме трансляции казахстанцы следили, как за мировыми спортивными соревнованиями. Писали сообщения, возмущались, что в женском сольном танце решено было не присуждать первое место, и Малика автоматически получила второе. Танцовщица признается, что даже не ожидала такой мощной поддержки от соотечественников. Кстати, вне театра Малика не очень похожа на балерину. Ее выдают походка и осанка, а вот рост не типичный для балета, почти модельный - 177 см, много татуировок, широкие скулы, длинные волосы. Да и карьера в театре сложилась очень нетипично: танцовщице совсем не пришлось стоять в кордебалете, она в первый же год получила главные партии. Это не только круто, но и безумно трудно в 17 лет…
- Вы везунчик или такой невероятный талант?
- Да, действительно, так бывает очень редко, чтобы сразу после окончания училища дали танцевать ведущие партии. Наверное, был момент везения в том, что в год моего выпуска много ведущих балерин ушли в декретный отпуск. Но это была и огромная ответственность. С другой стороны, это особенность профессии - сейчас мне 23 года, я уже пять лет работаю, а в других профессиях, например в медицине, мои сверстники еще только учатся, думают о будущей работе.
- Как получилось, что выбрали балет?
- Я его особенно не выбирала - ходила на танцы, а учительница сама отвела на просмотр в хореографическое училище. Проблема была только в одном: семья жила за городом, машины не было, и, чтобы успевать на занятия, мне пришлось перебраться в интернат. Это была самая сложная часть в обучении. Ведь я бабушкина любимица, домашняя девочка. Помню, как-то однажды даже сбежала: вышла тихонько через вход, предназначенный для городских детей, и уехала домой. Но потом, когда обучение стало усложняться, уже некогда было скучать по дому. Я просто падала после окончания классов и засыпала. Но заниматься мне нравилось.

- По подругам не скучали, не завидовали, что у них вольная жизнь?
- Я как-то и не общалась с небалетными. Кроме того, я выраженный интроверт, мне и не нужна большая шумная компания, достаточно одной подруги.
- На конкурсе тоже повезло или ваш педагог, руководитель балетной труппы оперного театра Гульжан ТУТКИБАЕВА подсуживала вам, раз оказалась в жюри?
- Подсуживать там было невозможно. А что касается везения, судите сами: мы планировали принять участие сразу в двух конкурсах - сначала в пермском “Арабеске”, а затем уже поехать в Москву. Но мой партнер получил серьезную травму, поэтому за два месяца до конкурсов пришлось менять все планы, подбирать другую программу и привыкать к мысли, что буду танцевать соло. Так что для меня это не везение, а результат моей работы.
- Что оказалось самым сложным на конкурсе?
- Это сцена. Вернее, пол, который в Большом театре имеет уклон. Это дает зрителям возможность лучше видеть танцоров, и прыжки кажутся выше, эффектнее. Уклон небольшой, всего 4 градуса, но когда делаешь вращения, это очень сильно чувствуется. Ведь в нашем театре я привыкла к ровному полу.
- После победы вам поступали интересные предложения?
- Вот чтобы сразу звали на место ведущей солистки, обещали интересные партии, таких еще не было. Но меня однозначно заметили. Подходила представитель балета Эйфмана, приглашала на просмотр, в Большой театр звали просмотреться, но в назначенное время у меня была репетиция для конкурса. В любом случае я очень люблю свой родной театр и предпочла бы не менять место работы, а танцевать отдельные спектакли по приглашению. А еще для меня было очень важно, что меня отметили именно российские зрители, потому что это страна, где традиционно славится балетная школа и публика хорошо подготовленная.
- Если честно, вы скорее похожи на модель, а не на балерину… Не мешают рост и татуировки? Не приходится сидеть на диетах без конца?
- Стандарты меняются. У нас в театре есть высокие партнеры. Ем я все подряд, ограничивать себя практически не приходится - очень большие нагрузки, так что необходимо полноценно питаться. Вот только сладкое я практически не ем с детства. Ну а татуировки - это мое самовыражение, целых шесть штук. Я их гримирую перед выходом на сцену. В основном это надписи: за одним ухом слово “мама”, за другим - “искренняя”, это про меня. На руке моя фамилия, еще есть мой девиз: “Делай сейчас, смейся потом”.
- Сколько фуэте можете делать?
- На спектакле это традиционные 32 поворота, но в репетиционном зале, для выносливости, делаю с запасом - 48.
- У каждого человека бывают сомнения в своей профессии. У вас их не было?
- У меня в конце ковидного карантина был трудный период. Когда я была маленькая, думала, что стану или врачом, или полицейским. Так вот, когда в жизни все стало очень сложно, мне вдруг захотелось поменять профессию. Я даже попросилась поработать стажером в РОВД, чтобы почувствовать эту атмосферу и понять, мое ли это призвание, стоит ли поступать учиться на юридический факультет.
- И что вы там делали? На драки, на трупы выезжали?
- Я бы очень хотела, но меня ограничили кабинетной работой. Я уже даже переговорила в театре, сказала, что как-то все сложно в жизни, наверное, стоит что-то поменять. Но тут закончилась изоляция, нас вызвали на репетиции, и постепенно я снова втянулась, хотя была готова бросить балет и уйти в полицию.
- Не хотите сниматься в кино, в рекламе?
- Я оканчивала модельную школу, даже в качестве модели принимала участие в Казахстанской неделе моды KFW, но сейчас на все это просто нет времени, тем более что съемки обычно длятся долго, занимают весь день. И вообще, эта сфера не по мне.
- Наверное, приятно быть красивой, с такой походкой и осанкой. Это помогает в обычной жизни?
- Я не считаю себя красивой. Бывает, смотрю на себя в зеркало и думаю: “Вот создал же бог такую красоту”. А бывает, все в себе не нравится! И нос не такой, и уши торчат. Так что все как у всех.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО