215

Дорпол под новой вывеской

Кто теперь будет отвечать за безопасность на казахстанских дорогах

Дорпол  под новой вывеской

Экскурс в историю вопроса

Напомним, дорожная полиция с 3 января 1996 года была одним из ключевых подразделений МВД, но 1 ноября 2013-го была упразднена. Вместо нее появились подразделения административной полиции и местной полицейской службы (МПС) причем, эту структуру подчинили акимам городов и областей постановлением правительства.

Кандидатуру начальника МПС предлагал глава МВД, но решение оставалось за областным акимом. Главы регионов назначали на эти долж­ности своих людей, которые не подчинялись начальнику полицейского департамента и самому министру, хотя носили полицейскую форму. Некоторые акимы стали вести себя как удельные князьки, имеющие собственное войско опричников.

В общем, МПС, изначально призванная охранять общественный порядок, следить за правонарушителями всех мастей, включая водителей, стала работать лишь на пополняемость местного бюджета, пачками выписывая штрафы. Возмущения водителей стали настолько массовыми, что летом 2018 года МПС вновь вернули в систему МВД.

Пора навести порядок

Но смертность на дорогах, пьянство за рулем и иные грубейшие нарушения ПДД не снижались. Для решения этих проблем вносили поправки в ряд законов, в том числе “Об органах внутренних дел” и “О безопасности дорожного движения”, была создана межведомственная комиссия по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Резко увеличили суммы штрафов. Но даже таких репрессивных мер оказалось недостаточно, чтобы навести порядок на дорогах страны.

Например, в Алматы в 2019 году, когда МПС уже подчинили начальнику ДП, в городе зарегистрировали почти миллион нарушений правил дорожного движения. Сумма наложенных штрафов превысила 6 миллиардов тенге. Около 2 тысяч водителей попались пьяными за рулем. А сколько пьяных водил отмазались своими красными корочками или звонками влиятельному другу? К сожалению, такая статистика не ведется.

Еще один акт гуманности МВД: вместо ужесточения подготовки водителей на стадии сдачи ими экзаменов и деятельности автошкол ввели самоподготовку. Водительские права и сегодня открыто продают в автоЦОНах. И их покупают как горячие пирожки. Цена вопроса от 150 до 320 тысяч тенге, если есть хорошие связи среди клерков этих центров. Известны факты прокурорских проверок, когда права выдавали лицам, стоящим на спецучете у психиатра, нарколога, словом, тем, кому закон категорически запрещает иметь водительские права.

Отдельная тема - праворульки. Стоит напомнить, что в Казахстане с 1 января 2007-го запрещен ввоз таких автомобилей, в прошлом году введен запрет на ввоз праворульных авто в виде запчастей. А еще один запрет наложен на использование автомобиля с правым рулем в режиме такси. И что вы думаете? Добрая половина дорожных аварий с массовой гибелью пассажиров и водителей на счету именно праворулек.

Эх, дороги...

Параметры большинства автодорог не соответствуют возросшей интенсивности дорожного движения - это факт. В больших городах отвратительная схема организации дорожного движения, строящихся дорожных развязок, многоуровневых автопаркингов, надземных и подземных пешеходных переходов - акты выполненных по ним работ подписываются всеми структурами, кроме дорожной полиции.

А ведь до 2013 года без печати и подписи ответственного лица дорожной полиции ни одна улица, автомобильный мост, дорожная развязка, не говоря уже об открытии новых магистралей, в экс­плуатацию не вводились! Мало того, в судебной базе немало историй, когда виновниками дорожной аварии признавали не водителей, а светофоры или дорожную разметку. Потому что эти объекты дорожная полиция не обследовала на соответствие нормативам ПДД.

Дорожная полиция? Да, но не совсем

В июне 2025 года на расширенной коллегии силовиков глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ говорил и о дорожной безопасности. А еще раньше, в апреле 2025-го, и. о. министра внутренних дел Санжар АДИЛОВ сообщил в парламенте: исключается понятие “местная полицейская служба” - это подразделение не оправдало себя на практике. В МВД предложили в очередной раз реорганизовать МПС и управление административной полиции, создав на их базе два новых подразделения: по профилактике правонарушений и по обеспечению общественной безопасности. Летом стали говорить, что в начале осени планируется создать отдельную структуру типа дорожной полиции с новым названием. Но тема пока закрыта - видимо, нет лишних денег в бюджете страны.

Но ситуация с дорожной безопасностью не может оставаться подвешенной, и 25 сентября 2025 года глава МВД Ержан САДЕНОВ подписал приказ №709, который внес изменения в прежний приказ МВД “Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений административной полиции в области дорожной безопасности и соблюдения регламентов, нормативов и стандартов”. В приказе помимо прочего говорится, что “государственный контроль и надзор за соблюдением регламентов, нормативов и стандартов при проектировании осуществляются согласованием проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и реабилитацию автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, легкорельсовых транспортных систем и линий электрического транс­порта”.

Проще говоря, часть функций прежней дорожной полиции, касающихся дорожной безопасности, инфраструктуры автодорог - словом, всего, что связано с нормами ПДД, вернули в действующую административную полицию. Еще один пункт приказа Саденова гласит: “Разработка мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения осуществляется на основе анализа данных сотрудников полиции о дорожно-транспортных происшествиях, результатах обследований эксплуатационного состояния автомобильных дорог, изучения условий и состояния дорожного движения, предложений дорожно-эксплуатационных и транспорт­ных организаций”.

Контакты минимальные

Самый главный вопрос, который волнует водителей: как скажутся на них структурные реорганизации в МВД? Начнут ли всех повально останавливать на дорогах? Ответ однозначный: нет! Учитывая, что приказ МВД о беспричинной остановке водителей не отменен, а многие нарушения автоматически фиксируются камерами видеонаблюдения и дронами, личный контакт дорожного полицейского и водителя останется минимальным. Но если все-таки вас остановит вымогатель в форме, позвоните по следующим номерам: КАП МВД - (7172) 71-40-75, департамент собственной безопасности - (7172) 71-56-22, телефон доверия МВД - (7172) 71-56-18.

Комментарий в тему

Омирзак ТУСУМОВ, экс-председатель комитета дорожной полиции МВД:

- В Казахстане должна быть самостоятельная служба дорожной полиции. Упразднение дорожной полиции и присоединение к комитету административной полиции было ошибочным решением МВД. В системе МВД подготовкой организационных, управленчес­ких и координационных решений в сфере безопасности дорожного движения, имеющих стратегическую направленность, занимались специалисты именно дорожной, а не административной полиции. Современные системы видеоконтроля и фиксации, конечно, позволили усилить эффективный контроль на дорогах и достигнуть положительного результата, однако полностью заменить дорожных полицейских они не могут. Ведь у дорожной полиции помимо контроля за соблюдением ПДД было много других, не менее важных функций.

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Опрос в тему

Приведет ли нынешняя реорганизация в МВД, наделившая административную полицию функциями по обеспечению безопасности движения, к снижению аварийности на дорогах?

- Конечно, ведь теперь определен ответственный и полномочный орган для наведения порядка на дорогах.

- Думаю, нужно создать отдельное подразделение, как раньше дорожная полиция или ГАИ.

- Надо не вывески менять, а кадры.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

А вы знаете, что такое кондоминиум?

- Конечно, и в нашем доме он даже зарегистрирован............... 28%

- Теоретически знаю, но на практике не встречал...................... 56%

- Кажется, это что-то неприличное….................... 16%

Поделиться
Класснуть