2480

Хуже нет выступать перед своими!

Цыганскому ансамблю “Ягори” уже больше 20 лет. Артистов любили первые лица страны, они снимались в фильме. Мы решили узнать, насколько реальная жизнь цыган отличается от привычных клише. Умеют ли они гадать, держат ли дома медведя и скачут ли на конях в свободное от концертов время?

Хуже нет выступать перед своими!

Любовь ЯВОРСКАЯ - продюсер, этнограф и телохранитель в одном лице. Говорит, что сама очень любит петь, но стес­няется. Над вопросами смеется - конечно, кибитки и кочевой образ жизни давно канули в лету, еще в середине прошлого века, когда родители осели в одном из российских городов. Но вот получать серьезное образование, иметь профессию у цыган еще долгое время было не принято. Особенно девочкам. Считалось, что выйдет замуж, а там пусть новая семья решает, как жить.

- Так что официально я тунеядец, - смеется Любовь. - У меня даже пенсия минимальная, разве что есть надбавка за двоих детей. Но я всегда занималась домом, помогала мужу ездить за товаром в Польшу, когда кормились с торговли, потом наконец реализовала свои организаторские способности. Я всегда очень любила устраивать домашние праздники и спектакли! Все началось просто: к нам приехал родственник мужа - что-то там накосячил он в родном городе и срочно снялся с насиженного мес­та. В Алматы начал мед варить на продажу, я еще удивлялась, как его люди берут.

И однажды сказала ему: мол, чем ерундой заниматься, лучше бы начали семьей выступать - готовый ансамбль пропадает. Прошла по ресторанам, организаторам вечеринок и раздала листовки с информацией. Сразу же появился огромный спрос. Денег было, по-русски говоря, зашибись. В ансамбль пристроила и свою дочь Ангелину, которая стала настоящей звездочкой. Она уже 22 года танцует, до сих пор в нее влюбляются зрители.

                                                                          ***

Обыкновенная цыганская жизнь имеет массу особенностей. Например, вот как выходила замуж Любовь. Она была пятой дочерью в семье, самой младшей. Все сес­тры выскочили замуж в 15 лет, она же до 19 жила с родителями. Была городской модной девчонкой, одетой в дефицитную джинсу и батники.

- Пришел ко мне свататься парень, которого я видела только раз в жизни, даже не знала, как его зовут, - рассказывает Любовь. - Я вся такая современная, а он в кримпленовом костюме и парчовой рубашке, мама тоже в традиционной одежде, да еще и с платком на голове. А наша нация платки не носит. Мы ведь внутри разделяемся на 16 наций, и у каждой есть свои особенности, собственный диалект. Например, мой папа говорил на диалекте с множеством немецких слов. А мама из кишиневских цыган, у них более простой язык. Естественно, все мы знаем основу и можем понимать друг друга. Словом, посмотрела я на потенциальных родственников и поняла, что не хочу в эту семью. Хотя у нас очень строгое отношение к девочкам, но если парень ухаживает, он всегда найдет возможность пару раз поговорить. А они во второй раз пришли с бутылками, обвязанными красными лентами, с караваем, который, если я согласна, должна была разрезать.

Так и не получилось сватовства. Зато через несколько месяцев Люба сбежала с тем, кто потом стал ее мужем:

- С тех пор мы 43 года с ним вместе прожили. Папа поначалу был очень зол, что я сбежала. Сама не очень понимаю, почему именно так мы решили сделать. Потом переехали в Алматы к его родне, помыкались по квартирам и захотели на землю, чтобы дом был просторный и красивый. Муж съез­дил в Абакан, купил хороший лес (лиственницу и сосну) и сложил вот этот двухэтажный деревянный дом из бревен. А вот гадать у нас в семье никто не умеет, хотя Ангелина и пробовала обучиться этому ремеслу у своей тетки.

- Иногда шутки ради или если очень просят, я могу раскинуть карты, - рассказывает Ангелина, - но настоящего дара у себя не вижу. Только обычная интуиция и понимание психологии человека. У нас обычно стараются обучить девочек гадать, чтобы хоть какое-то ремесло было. Зато, когда появилась возможность в ансамбле выступать, я с большим удовольствием стала это делать.

- А мне пришлось работать ее телохранителем, - продолжает Любовь. - В ансамбле хоть и родственники, а кто будет отвозить-привозить девочку, следить, чтобы ее никто не обидел? У цыган не в чести профессия артиста. Я никогда не соглашаюсь выступать перед нашими, всегда говорю: “Вы сами прекрасно поете и танцуете. Зачем вам артисты?” А то чуть юбочка задерется - разговоров не оберешься, обзовут девчонку шалавой.

                                                                          ***

Зато местная публика к цыганским ансамблям очень неравнодушна. Даже семья первого президента оказалась в числе поклонников романса и зажигательных танцев.

- Назарбаев часто рассказывал, - вспоминает Ангелина, - что еще в детстве в Шамалгане ему цыганка предсказала быть известным и богатым. Нас частенько звали на мероприятия. Даже на частный костюмированный Новый год как-то приезжали. Еще долго не могли найти президента, а он, оказывается, был в костюме Кота в сапогах.

Ангелина.

- Вот из-за такой популярности, - вздыхает Люба, - собственно, и распался наш самый первый семейный ансамбль. Ангелина была звездой, за танец ей могли дать чаевые 10 тысяч долларов, а девочке из этих денег почти ничего не доставалось. В какой-то момент я обиделась и забрала дочь из ансамбля. Посидели немного дома, заскучали по сцене и организовали свой коллектив “Ягори”. Там все было по моим правилам. Я всегда считала, что мы должны достойно и выглядеть, и говорить, и вести себя. Терпеть не могу, когда артисты сами подшофе либо костюмы замызганные или как побирушки ходят по залу с подносом и деньги клянчат.

- А с медведем тоже выступаете?

- Ой, медведь только по спецзаказу и очень дорого. Еще в доковидные времена такое удовольствие стоило примерно 500 долларов за 10 минут выступления. Дело же обычно происходит вечером, медведь уже спит. Дрессировщику надо его разбудить, растормошить, доставить в клетке с предосторожностями да еще следить за безопасностью гостей, потому что это животное очень непредсказуемое.

- Ангелина, а это правда, что у цыганок особая власть над мужчинами?

- Скорее, мы экзотика. Кажется, что цыганки такие дерзкие, такие необыкновенные. Чаще всего мужчинами движут любопытство и спортивный интерес, хотя и по-настоящему влюбляются. Например, много лет назад я подшутила над одним надоевшим кавалером, сказала, что у цыган принято свататься верхом на коне. Мы тогда жили в спальном районе. Так он под наши окна действительно приехал на коне!

- Ага, а в машине его друзья поджидали, чтобы невесту украсть, - возмущается Любовь. - До сих пор помню, как выскочила за Ангелиной, отбила ее у этого жениха и домой увела. Чего только мы не видели, каких только предложений не слышали!

                                                                         ***

Времена меняются, даже у цыган обычаи уходят в прошлое. Ангелина вышла замуж, родила ребенка, овдовела. Сейчас ее сын Тамерлан на вопрос, кто ты, гордо говорит: “Я казах”. Он уже не знает цыганского языка, получит хорошее образование и истории про цыган будет знать больше из фильмов, в которых нет ни слова правды.

- Мы снимались в сериале “Каждый взойдет на Голгофу”, - вспоминает Любовь. - Ангелину взяли на роль цыганки, я была ее мамой. Хотя я пыталась что-то подсказывать режиссеру, все равно много ляпов. Например, у нас никогда мужчина не пропустит женщину, не уступит ей место, особенно статусный мужчина - не принято это. Но в кино эта достоверность не важна. Что уж говорить о таких лентах, как “Табор уходит в небо”, где Рада раздевается на берегу, раскладывает свои бесконечные юбки…

У нас, если девушка выше лодыжки юбку поднимет, ее уже проституткой назовут. Я как-то в детстве, помню, увидела на нашей улице цыган на конях. Спросила папу, можно ли мне прокатиться на лошади. Он только бровью повел: “Девочке задирать ноги, лезть на коня? Разве это красиво?” Все, вопрос отпал.

- Из Казахстана никогда не думали уехать, дорога не манила?

- А где нас ждут? Это с большими деньгами хорошо менять страну, впрочем, с деньгами вез­де хорошо. Да и мыслей таких не было: мы давно осели, здесь дом, родня, друзья, работа. Здесь теперь наша родина. Вот и внук у меня казах.

- Ангелина, а расскажите по секрету какой-то ритуал на удачу.

- Если честно, в удачу надо верить. Я вот могу дать вам сейчас орех или конфету, сказать, что они заговоренные, но дальше все будет зависеть только от вас.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее