Марыся, явочный и старт - секретные пароли закулисья
Аплодисменты обычно достаются актерам и режиссеру. Нам это показалось несправедливым. На самом деле даже готовый спектакль начинается задолго до первого звонка. Зрителю просто невозможно представить, какая большая слаженная команда работает вне поля зрения публики…
Мы пришли за полтора часа до начала спектакля “Фигаро”, чтобы узнать, с чего начинается театр. В это время подготовка в самом разгаре. На служебной проходной сидит кошка Марыся. Она здесь появляется, когда актеры приходят на спектакль. Еще в обед были установлены декорации для вечернего спектакля. На специальных полках и столиках за кулисами лежат предметы, которые понадобятся на сцене: букеты, веночки, веера и прочая мелочовка.
“Фигаро” - спектакль с танцами и песнями, поэтому за час до появления публики в театре хореограф и концертмейстер повторяют с артистами музыкальные эпизоды.
- Ребятам надо настроиться, размяться, разогреться, - говорит между указаниями хореограф Юлия БАШЕЕВА. - Если есть сценический бой, то мы и его повторяем.
- Спектакль идет раз или два в месяц, естественно, что-то теряется за такой большой промежуток, - продолжает разговор концертмейстер Марина ВОРОНОВА. - К тому же актеры не профессиональные вокалисты.
В коридорах за кулисами тоже суета: актеры уже одетые, загримированные, и наступает время выпить кофе, пошутить, договориться о каких-то новых фишечках, которые сегодня попробуют на сцене.
- А знаете, как сыграть глупого человека? - хитро выглядывает из своей гримерной Игорь ЛИЧАДЕЕВ. - Надо поставить себе задачу сыграть очень умного. Сделать вот такое лицо - и сразу попадешь в точку!
Рядом в коридоре парочка говорит о своей мизансцене - хотят попробовать что-то новое. Кстати, постановку именно тогда можно считать мертвой, когда заканчиваются эти актерские придумки и новшества.
Перед спектаклем тишина стоит только на пятом, административном этаже. Именно здесь, по слухам, обитает местное театральное привидение. Зато в помещении гримеров тесно. Строгие дамы наводят красоту всем желающим.
- Хороший артист приходит часа за два до спектакля, а некоторые недисциплинированные - не будем показывать на них пальцем - прибегают в последний момент, - вздыхает гример Ирина БОБКОВА. - Для обычных спектаклей ребята гримируются сами. Если надо поярче, нужны парики или сложные прически, то бегут к нам. А иногда просто приходят удовольствие получить, чтобы поколдовали над ними. Но старая гвардия любит делать все сама. У них же специальный предмет - учат, как все это делать. Правда, сейчас этому мастерству уделяют все меньше времени.
Сорок пять минут до начала спектакля. Актеры освобождают сцену, а на низком старте Маша ДЕНИСОВА со шваброй. Блестящее покрытие освежается перед началом.
- Маша, спасибо за службу театру! - девушку бодро провожает помощник режиссера Оксана НАЗАРЧУК, главнокомандующий сегодняшним вечером.
За кулисами сейчас тихо и пусто, разве что кто-то из монтировщиков может заглянуть сюда. Монтировщики - это настоящие духи театра и… незаменимые участники массовки. Да-да, если на гастролях заболел актер третьего плана, то его заменит один из этих ребят. Их же используют режиссеры для эпизодических ролей в массовке.
- Например, в “Джуте”, - смеется Маша, - мы даже шутим, что как только ребята ходят гладко выбритыми, значит, играли в этом спектакле красноармейцев, отбирающих продовольствие. А как отпустили бороды - давно не шел “Джут”. Вы сейчас сходите “на старт”, именно там начинается спектакль!
“На старт” - это несколько комнаток под самым потолком над зрительным залом. Подниматься туда надо по крутой узкой лесенке, чтобы увидеть, откуда берутся громы и молнии, звук и свет. Здесь царство современных технологий и… вышивки. Все звуковые и световые партитуры записаны заранее, сверены во время репетиций и запускаются специальными программами. Остается только следить, чтобы все шло по плану. Поэтому для звукорежиссера Лены ЖУМАНОВОЙ спектакль - это еще и время, когда можно заняться хобби - вышивкой. Пяльцы с начатой работой лежат рядом на столе.
- Актерам не завидуете?
- Нет, я хотела поступить в театр художником, но вакансии на тот момент не было. Предложили обучиться работать со светом, и мне понравилось. Может, была мечта стать актрисой, но сейчас такого желания нет, я ведь и так участвую в спектакле.
Снова идем за кулисы. Через пять минут дадут первый звонок. Именно сейчас помощник режиссера, бог и душа закулисья, несется к доске с расписанием. Там лежит заявочный лист. Это список занятых в спектакле актеров, которые, приходя на работу, должны расписываться.
- За полчаса до начала я должна убедиться, что все на месте, проверить подписи. Так, Банченко, Токарев, Кельблер, ага, вот этого товарища я видела, а роспись он оставить забыл, дам втык. Только после такой проверки я дам первый звонок. Но сначала, за минуту до него, сообщу актерам по внутренней связи, что все готово. Тишина!
- “Добрый вечер, дамы и господа, это был первый звонок”, - говорит в микрофон помощник режиссера. - Все, отбой. Второй или третий иногда в шутку даем разными голосами, например с прибалтийским акцентом: мол, надо поторопиться, уже начинается. Сейчас надо связаться со стартом.
“На старт”, кто у нас сегодня? Дядя Митя? Ах, Елена Павловна! Даем первый звонок.
Вообще, многие помрежи - это люди, мечтавшие об актерской карьере. Но они уверяют, что им повезло даже больше, чем актерам. Те играют свою роль только время от времени - и не всегда главную. А помощник режиссера - царь сцены. А еще помреж - это человек, который нервничает за всех и больше всех виноват в любом косяке. Это как в кино: если получилось хорошо, значит, актеры талантливые, а если плохо - режиссер подвел.
Отдельный предмет гордости - это пульт с множеством важных кнопок. Та гасит дежурный свет за кулисами, эта включает монитор, который показывает, что происходит на сцене. Самая большая открывает занавес.
Есть в закулисье еще одно сакральное место - боковой выход на сцену, закрытый бархатной драпировкой. Если вы уже сидите на своем месте, ждете начала и видите, как слегка колышется ткань, это означает, что кто-то из актеров смотрит на публику. Место так и называют - подглядывательная.
- Геннадий БАЛАЕВ любит посмотреть в зал перед началом, - рассказывают за кулисами по секрету. - Обычно спрашивает: “Много народу?” Мы отвечаем, что полный зал, потому что он же сегодня играет. “Что-то пустых мест много…” - вздыхает актер, посетив подглядывательную. Тогда шутим, что вся публика еще в буфете. Вообще, главное за кулисами - не сбить настроение актерам.
Наконец приближается самый ответственный момент. Снова звучит внутренняя связь. На этот раз помреж обращается в самую высокую инстанцию, шуточки закончились. Все строго и лаконично:
- На старт. Свет. Звук. С богом! Начали!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы