6349

Где мозоль у скрипачей

Скрипачка Динара БАЗАРБАЕВА-САХАМАН без комплексов рассказывает о том, чего не видят обычные зрители. Но не потому, что любит раскрывать секреты коллег-музыкантов. Просто солистка государственной филармонии и любимица публики хочет доказать, что классическая музыка совсем не скучная.

Где мозоль у скрипачей

Динара за то время, что работает в филармонии, уже продемонстрировала, как устраивать концерты “для чайников”, собирая в программе хиты и популярную музыку, чтобы не только сеять разные важные вещи, но и показать главное: классическая музыка очень разная, кому-то нужна Седьмая симфония Шостаковича, а для кого-то это интеллектуальный передоз и лучше послушать что-то из эпохи барокко. Но, естественно, скрипачка известна не только этим.

- Знаете ли вы, что у скрипачей есть фирменная мозоль - небольшое пятно на шее, в том месте, где кожа соприкасается со скрипкой? Ну и еще на пальцах, - начинает с ходу Динара. - А как без мозолей? Я на скрипке играю с пяти лет. Не то чтобы ее выбрала - осознание, что это мой инструмент и призвание, пришло примерно в 16, то есть после десяти лет серьезных занятий. В пять лет дали в руки инструмент, и началась моя история любви и ненависти. Да, бывает по-всякому, потому что это очень трудно дается независимо от способностей. Иногда приходится посидеть, поплакать, поду­мать, посещают мысли: а нужно ли это вообще? Все мы переживаем подобные моменты.

- Не жаль, что столько лет пришлось учиться музыке, а вот дамы из Инстаграма получают аудиторию просто за удачные фото?

- Наверное, я другое поколение. Для меня Инстаграм - это больше журнал, который листаю в свободное время, но никак не мерило жизненного успеха. Я точно знаю: все требует времени и подготовки. Только в рекламе могут быстро и легко научить играть на любом инструменте. Это все равно что из любого человека слепить спортсмена-рекорд­смена за месяц. Это рекламный трюк, нацеленный на завлекание бездельников, которые в это верят. Любая профессия, если это профессия, а не временный заработок, требует усилий, отдачи, и зачастую все непросто складывается.

- А если бы пришлось другую профессию выбирать?

- Нашла бы. Я очень люблю делать украшения, это тоже из детства. Пару раз получалось даже продать, но чаще дарю их. Могла бы быть поваром в ресторане - очень люблю готовить и с удовольствием это делаю. Здорово, что можно совмещать два занятия: слушать музыку и готовить. Например, бешбармак у меня лучше всего идет под музыку Пуччини. Идеальное сочетание.

Еще я неплохо шью - обожаю концертные платья, и часть из них сшита моими руками. Платья для сцены - это моя слабость. Вот для тоя или семейного праздника я надену платье попроще и поскромнее, а к публике для меня очень важно выйти в роскошном наряде. Муж даже шутит, что у меня их набралось так много, что пора устраивать благотворительную распродажу.

Кстати, сшить платье для скрипача так же сложно, как костюм для гимнастки или для бальных танцев. Там надо учесть массу деталей и то, что одежда должна быть невероятно удобной, не затруднять движения. Это главное условие.

- Самая дорогая для вас награда - это…

- На самом деле у меня было не так много конкурсов. Причем победы и провалы на них примерно в одинаковой пропорции. Я к этому отношусь спокойно. Как в спорте: не удалось, были те, кто лучше, это нормально. Со временем понимаешь, что именно неудачи, а не достигнутые вершины заставляют двигаться дальше. Победа - это остановка, поражение - важный опыт.

По крайней мере, так получалось у меня. А самая ценная награда - это первый диплом за победу в конкурсе подготовительной школы. Он еще напечатан на машинке, старенький такой…

- Ваш муж - актер и режиссер Айдын САХАМАН. Не было желания воспользоваться его влиянием, чтобы попроситься на главную роль в фильме?

- Влиянием я могла пользоваться, только пока встречались. Мы сразу договорились, что профессию оставляем за порогом дома. Впрочем, нам очень повезло, что мы творческие люди, поэтому легко понимаем друг друга. Например, у нас выходные не по календарю, а по случаю. Лучший отдых - это выспаться. А совместный отпуск - это малознакомая нам роскошь.

- Расскажите, как вы познакомились.

- Случайно. Для съемок нужна была скрипачка в кад­ре, а та, с которой договорились, внезапно отказалась. И мой друг буквально уговорил меня пожерт­вовать единственным выходным. Оказалось, не зря. Айдын после окончания работы подвез меня до дома, и с тех пор мы стали встречаться.

- Режиссеры, наверное, делают предложение очень красиво…

- За всех не скажу, но у меня действительно было эффект­но. Айдын снимался в фильме “Хозяева” Адильхана ЕРЖАНОВА (том самом, который первым из казахстанских был показан в Каннах) и пригласил поехать с ним. Уже из Канн мы отправились в Париж, поднялись на Эйфелеву башню, вот там он сделал мне предложение и надел на палец кольцо. Это было очень красиво. Кстати, нашей дочери уже 16 лет, она тоже музыкант, причем очень талантливый.

- Вы безжалостная мама! Отдать ребенка в спецшколу, зная, что это такое…

- Я просто очень хочу, чтобы она была счастливая, а счастье достается только трудом. Я не знаю людей, которые в детстве балду гоняли, а потом вдруг стали счастливыми. В моем окружении все, кто сейчас занят любимым делом, успешно реализуют себя, позаботились об этом заранее, привыкли добиваться успеха работая. Ну а те, кто бездельничал, так до сих пор и считают, что ничегонеделание - это лучшая часть жизни, к которой надо стремиться. У дочки не было шанса не полюбить музыку - она же у меня в животе несколько месяцев слушала ее и очень любила. На репетициях устраивала настоящую дискотеку.

- Эстрадные артисты часто рассказывают о происшествиях во время выступления. А у классиков жизнь менее веселая?

- В тот момент, когда что-то идет не так, веселым это не кажется… А происшествий хватает и у нас. Например, когда я училась в старших классах спецшколы им. Байсеитовой , мы давали концерт в Театре им. Ауэзова, сцена которого в то время была деревянная, с огромными щелями. И каблук моей туфли застрял между досок! Мы уже сыграли, ансамбль уходит, а я не могу ногу сдвинуть с места. Пришлось ра­зуться, оставить туфельку на сцене и гордо удалиться за кулисы.

А вот в Карнеги-холле, где мы играли со студенческим оркест­ром, все произошло наоборот. Я, как концертмейстер оркестра, выходила позже всех и, видимо, не застегнула обувь как следует: сделала решительный шаг из-за кулис - моя туфелька улетела без меня на сцену. Нашли, подобрали, принесли… Но музыканты умеют не теряться и сохранять лицо в любых ситуациях.

- А какой был самый сложный случай?

- В Талдыкоргане. Там во время концерта на сцену вальяжно вышла кошка. Мы сначала не поняли, что произошло, только почувствовали, что публика ведет себя странно - в зале пошел шепоток, движение. Стали аккуратно смотреть по сторонам и увидели кошку.

Или вот еще был случай, в Америке: студенческий оркестр консерватории давал концерт. Выкатили на сцену рояль и, видимо, забыли заблокировать колесики. Ректор пианистка Жания АУБАКИРОВА садится, и как только начинаются мощные аккорды, рояль плавно катится прочь. Никогда не забуду глаза виолончелиста, на которого медленно полз рояль. Но исполнение не прекратили. Рояль остановился, и сделали вид, что ничего не происходит.

- Слушайте, а расскажите какой-нибудь страшный сценический секрет, то, чего нам из зала не видно!..

- Секрет, шутка или правда, но есть у музыкантов такое: если взял фальшивую ноту, главное - не растеряться и осуждающе посмотреть на соседей по оркест­ру, чтобы отвести подозрения от себя. А если серьезно, то музыканты - потрясающие люди, и мне очень жаль, что многие профессионалы уезжают работать в другие страны.

- Почему так происходит?

- Потому что у нас вся культура заточена под той-бизнес, большие народные праздники. Наверное, музыканту легче строить карьеру там, где Моцарт - народный композитор и не надо заниматься его популяризацией. К тому же в развитых странах давно сложился институт продюсеров, агентов у классических музыкантов. Мы же сами устраиваем концерты, и делать это очень сложно.

Я верю, что когда-нибудь и у нас люди будут рваться в концертный зал не меньше, чем на той, но это надо воспитывать с детства. К тому же у Алматы осталась лишь былая слава культурного центра. Сейчас катастрофически не хватает концертных залов, это заметно даже по сравнению со столицей. В городе много студентов, но они не привыкли к культурному досугу. У людей в жизни должно быть что-то, кроме развлечений, какая-то альтернатива. Так что я убеждена: Алматы надо возвращать не просто радость, но и вот эту жадность до искусства. Именно она и умение трудиться очень многое меняют в жизни.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее