Разбудили художника на свою голову
В этом году Казахстан впервые откроет свой павильон на Венецианской биеннале. Но заговорить о себе художественный мир мы уже заставили. Что про нас там знают, чем поразим и зачем это вообще нужно?
Искусствовед Валерия ИБРАЕВА, которая знает все о телодвижениях современного казахстанского искусства, печально усмехается на просьбу дать комментарий. Конечно, Венеция нас знает, мы уже стали печальным анекдотом на этом профессиональном форуме.
- Каждое иностранное сообщение о том, что у Казахстана будет свой павильон, начинается с упоминания того позора, который приключился два с лишним года назад, - вздыхает Валерия. - Такими историями обычно славятся африканские страны, погрязшие в коррупции.
Тут стоит начать издалека. Художники независимого Казахстана несколько раз принимали участие в работе центральноазиатского регионального павильона, проплаченного то спонсорами, то международными фондами. Художница Сауле СУЛЕЙМЕНОВА в 2015 году, вернувшись из Венеции, недоумевала, почему независимый Казахстан никак не представляет своих авторов. К тому времени павильонами обзавелись многие страны бывшего СССР, чиновники от культуры приезжали на торжественные мероприятия. Да и в Венеции ждали, что самобытный и не бедный Казахстан перестанет игнорировать олимпиаду от искусства, так иногда называют биеннале. Наши художники, выставлявшиеся в павильонах других стран, в 2015 году даже объявили акции “Несуществующий казахстанский павильон” и “Выставка с ограниченной ответственностью”.
На следующем форуме, в 2017 году, у нас была настоящая сенсация: художники Виктор и Елена ВОРОБЬЕВЫ со своей инсталляцией “Не будите спящего художника” были приглашены в состав основного выставочного пространства - это все равно что попасть без отборочных соревнований в финал Олимпиады. Мы за них радовались, они же печалились за Отечество и верили в будущее.
А в 2019-м произошел казус, после которого было ощущение, что больше нас в приличное место вообще не позовут. Уже существовала договоренность об участии, отбирались работы, но затем началась какая-то сложная кадровая игра, в финансировании было отказано буквально накануне выставки, несмотря на все железобетонные договоренности. Команда, готовившая павильон, под удивленными взглядами мировой общественности имела весьма незавидный вид. Казахстан стремительно и скандально пролетел мимо биеннале. Этот факт Валерия Ибраева и называет международным позором, который нам припоминают до сих пор: та самая страна, где чиновники не договорились и не отвечали за свои слова. Тогда от отчаяния срочно подготовили виртуальный павильон.
Теперь о том, зачем нам это надо.
- Венецианская биеннале - это очень легкий ход для страны, которая хочет о себе заявить в сфере культуры, - рассказывает Валерия. - Венеция - единственное место, где участие можно просто купить. Все остальные крупные международные форумы происходят методом кураторского отбора. А здесь заплати - и участвуй. Можешь хоть холст-масло показывать. Например, однажды я видела три разных павильона Китая, то есть разные силы представляли искусство страны так, как хотели.
- Какие шансы у нас поразить публику? В последнее время у нас настоящих буйных мало, как-то измельчали креативные персоны, не дождавшись шанса…
- Да, ситуация с современными жанрами печальная: очень мало перформансов, почти исчез видеоарт, который плохо продается. Акцент сместился на постеры, принты, попытки осовременить живопись и графику. Но Венеция это не то место, где ценят академизм. Достаточно вспомнить, что в прошлый раз, в 2019 году (из-за пандемии очередная биеннале сдвинулась на год), главный приз получила экспозиция Литвы, где на искусственно созданном пляже лежали оперные певцы и пели арии. Так что я рада, что Казахстан представит группа ORTA. Для всех это было очень неожиданное решение, но мне оно очень нравится. У нас есть шанс удивить.
- Что по деньгам дает художникам Венеция и должно ли их поддерживать Министерство культуры?
- Если работы отметили в Венеции, то художник в принципе становится востребованным, его покупают для коллекций музеев и в частные собрания. Вот это и есть “олимпийские призовые”. А насчет господдержки… Если государство субсидирует спектакли, почему художники не вправе ждать финансирования?
Напомним, знаменитая Венецианская биеннале откроется 23 апреля, и впервые в этом году у Казахстана будет собственный павильон. Деньги на это выделили спонсоры при моральной поддержке профильного министерства. Свой проект представит молодежная перформативная группа ORTA, черпающая идеи и вдохновение в жизни и творчестве Калмыкова.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО