Бетховены нашего времени
Симфонический оркестр Ne prosto orchestra рвет шаблоны: он не имеет своей площадки и не получает дотаций от государства, музыканты на полной самоокупаемости и играют только популярную музыку. Очень популярную. Вплоть до саундтреков компьютерных игр… При этом нахалы позволяют себе аншлаги в одном из самых масштабных залов страны - во Дворце Республики. Руководит этими беспредельщиками молодой дирижер Мадияр ТОЙБОЛДИЕВ.
Мадияру доверили студенческий оркестр консерватории им. Курмангазы еще во время учебы на старших курсах. И как-то получилось, что весь план по академической музыке был выполнен, а учебный год еще не заканчивался. Вот тогда молодой маэстро попросил разрешение подготовить программу для души. Собрали популярные песни из кинофильмов и обеспечили себе громкий аншлаг.
- Профессура не ругалась?
- Можно разные дискуссии вести на эту тему, - смеется Мадияр, - но если слушать все мнения, то никогда ничего не сделаешь. А концерт оказался настолько успешным, что мы программу показали во время поездки в Павлодар и частично на EXPO в столице. Стало ясно, что подобная музыка очень востребована. Вот тогда мы и решили попробовать что-то сделать уже своими силами, а не в рамках консерваторского оркестра. Это была большая студенческая авантюра. Речи не было о том, чтобы заработать, да мы в тот момент и не знали ничего. Например, на афишу прилепили логотипы всех сайтов, дающих афиши концертов, потом долго разбирались с некоторыми… А недостающие стулья для музыкантов купили на собственные деньги и для экономии доставили в зал на троллейбусе. Если честно, сами удивились, когда были реализованы все билеты на концерт. Результат превзошел самые оптимистичные прогнозы и очень вдохновил нас. С этого все и началось.
- Не проще было договориться о совместном концерте с уже существующим оркестром? С тем, кто имеет свою площадку?
- На тот момент у меня уже были некоторые амбиции. Я же дирижировал серьезным оркестром, проблем с поиском музыкантов не было, а идти к кому-то на поклон совсем не хотелось. Нам самим было интересно, получится или нет, а тут пришлось бы кого-то убеждать в гениальности проекта. Сейчас у нас устоявшийся состав, в нем заняты музыканты из самых разных коллективов, базирующихся в Алматы. Просто когда мы начинаем подготовку к концерту, то выстраиваем свои личные графики, ищем замену, делаем переносы на работе.

- Содержать штат слишком дорого?
- Конечно. Мы делаем около 7-10 программ в год, хотели бы больше, но последние годы все время существуют какие-то обстоятельства, которые приходится учитывать. Все время содержать 100 человек невозможно. Нам просто приходится быть более мобильными, гибкими. Кстати, очень редкие музыканты в Казахстане могут позволить себе работать только в одном месте. Обычно это две работы, а то и больше. И постоянная готовность к подработкам.
Иногда я смотрю на сотню музыкантов и думаю: “И всем им я должен денег за предстоящий концерт…”
- Несложно устраивать на сцене настоящее шоу?
- Сложно, когда что-то выходит из-под контроля. Например, по нашей задумке под саундтрек из фильма “Миссия выполнима” на сцене рядом с музыкантами должны были работать каскадеры, и в последний момент, когда уже все бутылки и даже стол разбиты о головы противников, победитель должен схватить мои ноты с пюпитра и на тросе улететь вверх. Но герой наш вошел в раж и с этого начал… Нам пришлось все играть по памяти. Не отбирать же у него ноты во время драки…
- Музыканты не возмущаются репертуаром: мол, играем всякую попсу, на потребу публике?
- Надо понимать, что у классической музыки в настоящее время нет такого большого количества слушателей. Мне кажется, где-то в ХХ веке произошел некий переломный момент, и исполнители классики ушли от потребностей среднего слушателя. Концерты стали каким-то актерством: мы в красивых фраках, элитарные, и чем дальше, тем больше расстояние до обычного человека. А киномузыка, саундтреки это один из самых популярных жанров. Значит, надо идти в ногу со временем, соединить разные миры, а не зачехлить себя и удовлетвориться ролью элитарного сноба. Время все расставит по местам, но надо приспосабливаться к запросам. Кто скажет, что во “Властелине колец” или в “Звездных войнах” плохая музыка? Это гениальнейшие авторы, Гайдны и Бетховены нашего времени. Мы сами фанатеем от такой музыки и не видим ничего плохого в ее исполнении.

- Последнее время вы выступаете во Дворце Республики. Не слишком большая сцена? Удается после концерта купить новый джип?
- Дворец Республики уже два года наш основной зал. Чем больше места, тем больше бюджет концерта. Это важно, поскольку у нас нет спонсоров. Это значит, мы можем больше интересных вещей реализовать, сделать ярче концерт. А поставил концерт - купил джип… это было бы хорошо, джип - нужная вещь. Но пока не получается.
- Стоит ли развлекать публику, еще и видео показывая? Боитесь, что народ заснет?
- Современный человек огромное количество информации получает через визуальный канал, и именно она усваивается быстрее всего. Мы привыкли передавать и получать информацию быстро и в больших объемах. Я даже за собой замечаю, что очень быстро разговариваю. Чем больше наполнение концерта, тем больше воздействие. Так почему бы не использовать видеоряд?
- Получается привнести что-то казахстанское в мировую музыку?
- Да! Например, на концерте “Наруто” нужны были японские народные инструменты, именно они звучат в саундтреке. Но где найти нечто подобное в Алматы? Вот мы и решили заменить их на похожие казахские народные инструменты. Скажу по-секрету: получилось даже лучше, чем в оригинале…
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Мадияром ТОБЫЛДИЕВЫМ, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО