Тема с агашками у нас не катит!
“Хотим внедрить в музыке казахский культурный код через современную подачу музыкального материала” - так громко презентовали свою группу с довольно провокационным названием XTZ ее солисты. Мы решили выяснить, что это значит, и поговорили с Адлетом УМАРОМ, Адлетом ТИЛЕКТЕСОМ, Багланом АКМАХАНОМ и Алишером ТУРСЫНОВЫМ.
- Чтобы понять основной посыл XTZ своему зрителю, надо посмотреть дебютное анимационное вижуал-видео Under на нашу первую песню. Там мы поднимаем болезненные социальные проблемы, существующие в нашей стране. Вспоминая события 1986 года, рассказываем, что нельзя так поступать с гражданами, которые выражают свое мнение. А еще показываем, как чиновники спят на фоне взрывов, прогремевших в Таразе. Для нас удивительно, что первая подобная трагедия в Арыси не стала для них уроком, - рассказывают начинающие музыканты. - Таким образом, наш главный месседж направлен молодежи: нельзя слишком много времени уделять соцсетям, иначе забудешь свою историю и не увидишь то важное, что происходит вокруг.
- Но ведь точно так же позиционируют себя и Ninety One, и “Ирина Кайратовна”...
- Так говорят все хейтеры. А еще добавляют: мол, как и все остальные Q-pop-группы, поете на казахском языке, красите волосы и носите серьги, - говорит лидер коллектива Адлет Умар. - Конечно, есть такое понятие, как тренд, и мы ему следуем. Но только у группы XTZ не будет никаких ограничений. Ни в жанрах, ни в языках барьеров для нас не существует. Мы используем симбиоз казахского народного пения, рэпа, домбры и современных битов. И если захотим, то запоем и на русском языке, и на английском. Наше время только-только начинается, и мы точно изменим мышление людей относительно казахстанской популярной музыки!
- Название вашей группы все произносят как “экстази”. Это хайп?
- Действительно, получилось очень созвучно с запрещенными веществами, но мы лишь имели в виду, что прослушивание нашей музыки - это наслаждение. Ведь она летящая, с меняющимися голосами и необычными звуками. Не допинг, а его замена.
- Расскажите, откуда вы взялись такие амбициозные?
- Алишер у нас единственный, кто родился и вырос в Алматы, Баглан приехал из Шымкента, мой тезка Адлет, как и я, из Тараза. И, кстати, мы оба с раннего детства занимались музыкой, вместе участвовали в республиканских и международных конкурсах. Я даже занял второе место в популярном детском конкурсе “Айголек”. Всем нам понадобилось четыре тяжелых года, чтобы выйти на большую сцену. В конце 2018-го мы прошли кастинг, который проводил известный продюсерский центр DARA Entertainment. Из множества ребят выбрали всего 12.
- А потом мы целый год усиленно занимались, ежемесячно держали экзамены перед своими продюсерами, и нас осталось четверо. Это было чистое соревнование, каждый своим трудом и потом выбивал место в группе, и у нас не катят все эти темы с агашками! - вступает в разговор Алишер Турсынов. - Вокал, хореография, ораторское искусство, оттачивание мастерства по рэпу и битам, занятия с психологом. Нам еще повезло. Некоторые поп-айдолы в Южной Корее, чтобы попасть в группу, занимаются по 12 лет. Там тщательно учат даже такой науке, как интервью. Ведь для артиста важно правильно вести себя во время разговора и грамотно отвечать на вопросы.
- А чему, интересно, вас учил психолог?
- Самая распространенная причина, по которой распадались даже всемирно известные группы, - бытовая, - объясняет Баглан Акмахан. - Сложно быть вместе и на работе, и дома: куда ни пойдешь, тебя окружают одни и те же лица. Продакшн снимает нам одну квартиру на четверых, и благодаря психологу мы знаем, как без проблем общаться друг с другом.
- Не верю, что ни разу не поскандалили!
- Из-за бытовухи - ни разу! У нас расписаны дежурства: сегодня один готовит, другой моет посуду, третий убирает квартиру, и так по кругу, - продолжает Баглан.
- Но когда только начинали жить вместе и надо было покупать продукты в складчину, я постоянно ходил обиженный, - смеется Умар. - Договорились скидывать деньги на мою карту, а они вечно забывали!
- А как пережили карантин?
- Сидели без выступлений, поэтому приходилось работать где придется. Адлет был кассиром в бургерной, Алишер - барменом в кофейне, Баглан писал тексты и биты на заказ, а я в какой-то момент умудрился одновременно поработать сразу в трех местах. Был звукорежиссером в своем же продакшне, где, кстати, работаю до сих пор, а еще преподавал музыку в частном детском саду и выходил в ночную смену продавцом в супермаркет. Деньги были очень нужны, но просить их у родителей нам уже стыдно - мы ведь взрослые!
- Представляю, как родители вами гордятся...
- Сначала наши родители были против, ведь про Q-pop ходят разные нехорошие слухи, да и менталитет у старшего поколения другой. Но даже мои родители, которые являются людьми религиозными, со временем стали меня поддерживать. Открыто слова поддержки они не говорят, ведь проявлять любовь у нас в Таразе не положено. Но я чувствую: им нравится, что я занимаюсь любимым делом. То же самое и у других ребят.
- А еще из-за нас и нашего творчества все наши родственники перезнакомились, теперь они постоянно общаются друг с другом в соцсетях, - улыбается Турсынов. - И мы стали будто одна большая семья.
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы