2159

Страсть к сцене - по наследству

Прима оперной сцены Дана ТАЛАСПЕКОВА решила составить генеалогическое древо своей семьи и выяснила, что является правнучкой Тамары СЕМЕНОВОЙ, танцовщицы из легендарной труппы Айседоры ДУНКАН. Теперь потомками русской артистки себя считают члены большой казахской семьи Кульмагамбетовых.

Страсть  к сцене -  по наследству
Труппа Айседоры Дункан (Тамара Семенова справа четвертая стоит).

- Когда я была подростком, моя бабушка Марлена как-то рассказала, что ее мама была артисткой. Показала фотографии, где прабабушка Тамара на гастролях в Америке. Я удивилась, но, видимо, из-за молодости не придала этому значения, - начинает рассказ об истории своей семьи солистка Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая Дана Таласпекова. - А пару лет назад, когда я решила разобраться со своими корнями, брат мамы, дядя Марат, просто ошарашил меня неожиданными воспоминаниями. Когда в советские времена он учился и жил в Москве, то часто ходил в гости к своей бабушке Тамаре Дмитриевне. Она-то и была той самой артисткой. Танцовщицей труппы Дункан. Я была просто в шоке!..

Тамара Семенова спустя годы.

Дану сильно впечатлила новость о том, что она хоть и косвенно, но причастна к имени знаменитой американской артистки, супруги Сергея Есенина. Ведь, как любой образованный человек, она много читала и про саму Дункан, и про ее красивую любовь с великим русским поэтом. К тому же она наконец поняла, что ее страсть к сцене - это кровь прабабушки Тамары. Перелопатив в интернете статьи про жизнь и творчество Дункан, Таласпекова убедилась, что Семенову в них действительно называют ученицей и последовательницей Айседоры.

Дана Таласпекова.

- Когда я стала интересоваться, почему в нашей большой семье никогда не рассказывали об этом, услышала ответ: “Жизнь была тяжелой, было что скрывать...” - делится с нами Дана.

Тамара Дмитриевна Семенова родилась в 1915 году в Москве в семье представителя русского купеческого рода Дмитрия СЕМЕНОВА и девушки из местечка под Мюнхеном, которую на русский манер назвали Лина Павловна. Казахские потомки до сих пор не знают ни ее полного имени, ни девичьей фамилии. Известно лишь, что прапрадед был по делам в Германии, откуда и привез красавицу-жену. А потом случилась революция: у Семеновых отобрали сначала один дом в Москве, затем другой, третий, потеряли они и недвижимость в Санкт-Петербурге. Изменника родины Дмитрия Семенова, женившегося на немке, в Сибирь забирали уже из маленькой комнатки в московской коммунальной квартире. Его супругу Лину, немку по национальности, назвали шпионкой и отправили в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины.

Спустя время их дочь Тамара, оставшаяся в Москве и ставшая уже популярной артисткой, вышла замуж за чеченца Сосланбека ОМАРОВА, который был гораздо старше ее, учился в Московском финансово-экономическом институте, а потом увез ее в Чечню, поскольку был назначен наркомом финансов этой республики. Именно там в 1932 году на свет появилась бабушка Даны - Марлена Сосланбековна. Она впоследствии окажется в Казахстане и станет родоначальницей большой казахской семьи Кульмагамбетовых.

Сатылган Кульмагамбетов с супругой Марленой Сосланбековной.

- Отец Марлены, как и ее бабушка Лина Павловна, был сослан во время сталинских репрессий, а потом реабилитирован. Но даже после смерти Сталина люди жили в страхе, а потому не хотели вспоминать не только то время, но и своих близких, из-за которых могли реально пострадать, - объясняет Дана.

Чуть ли не единственным светлым периодом в жизни своих предков после революции она считает то время, когда маленькая Тамара попала в поле зрения Айседоры Дункан. Как известно, в начале ХХ века основоположница “свободного танца” стала невероятно популярной не только в Америке и Европе, но и в России. В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве. Увлеченная революционными лозунгами большевиков и идеей всеобщего равенства, американская артистка с удовольствием приняла предложение. Через “Школу пластического танца Дункан” прошла не одна сотня девочек от 4 до 10 лет, но в основную гастролирующую труппу Айседора отобрала впоследствии самых талантливых, их было человек пятнадцать.

Позже Тамара Дмитриевна рассказывала внуку Марату, дяде Даны, о заграничных гаст­ролях труппы и о том, как однажды им предложили навсегда остаться в Америке. Только один пианист принял предложение, а остальные вернулись в Советский Союз.

Потомки Тамары Семеновой в Казахстане.

- “Юные были, родину любили!” - смеялась Тамара, рассказывая это дяде. А ведь жизнь могла бы повернуться по-другому, - задумывается Дана, а потом продолжает: - На фотографиях тех лет видно, что моя прабабушка Тамара Дмитриевна была очень красивой, яркой женщиной. И, конечно, она была настоящей артисткой! Бабушка Марлена говорила, что у нее было множество манто, шуб, красивых нарядов. А еще рассказывала, как, гуляя с ней в детстве по Москве, она не могла называть ее мамой. “Я не мама! Я - Тамара”, - шептала она своей дочери. От ее великолепной осанки, сверкающих глаз и красной помады мужчины были без ума. Даже на улице подходили, чтобы познакомиться. Ну не зря же, имея детей, она могла себе позволить расстаться с одним мужем, со вторым и счастливо выйти замуж в третий раз.

Но третий муж Семеновой невзлюбил ее дочь от первого брака Марлену, и тогда Тамара Дмитриевна сказала: “Езжай к бабушке в Казахстан. Будешь ухаживать за ней, помогать”.

Лину Павловну к тому времени выпустили из лагеря на поселение, и она жила в Акмолинске. Невыездную, но очень образованную женщину, знавшую в совершенстве немецкий и французский языки, сразу взяли на работу в городское отделение банка. 15-летняя Марлена часто прибегала к бабушке на работу, там ей приглянулся молодой работник банка из местных, за которого она вышла замуж уже в 16 лет.

- Красавца-мужчину, героя-фронтовика звали Сатылган Баукенович КУЛЬМАГАМБЕТОВ. Это мой дед, чистокровный казах, который стал главой казахской ветви нашей семьи. Из Акмолинска они с бабушкой Марленой переехали в Караганду, где у них родились три сына: Марат, Борис, Мурат и дочь Лариса, моя мама. Для нас, десяти внуков и тринадцати правнуков, отношения детей Сатылгана Баукеновича и Марлены Сосланбековны - наглядный пример сплоченности и любви, - рассказывает Дана. - Сейчас в нашей многонациональной семье есть еще и греки, и корейцы, и узбеки, и евреи. На семейном совете мы единоглас­но решили, что я должна рассказать вам историю нашей замечательной прабабушки Тамары Дмитриевны еще и потому, что ее могут прочитать наши родственники в Германии и Чечне. Тамара Семенова какое-то время еще работала солисткой Мосгорконцерта, где уже не только танцевала, но и пела. Ушла из жизни Тамара Дмитриевна в 1985 году в Москве, в последние годы она носила фамилию третьего мужа - СУМСКАЯ.

К сожалению, сын от третьего брака нашей прабабушки погиб, а связь еще с двумя мы потеряли. Возможно, в России найдутся и потомки купеческого рода Семеновых. Соответствующие запросы я уже направила в госархив Российской Федерации.

Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Поделиться
Класснуть