Надо ля-ля!
Лейла ДУКЕНБАЕВА, алматинский педагог вокала, подготовила много лауреатов казахстанских и международных конкурсов, но самой интересной считает работу с особенными учениками. К ней теперь часто попадают… по направлению врача.
Ох, какие звуки она издает! Говорит: “Положите мне руку на диафрагму и слушайте!” - а сама выдает фантастические распевки. Лейла уверена, что для счастья надо дышать животом и петь. И тогда можно излечиться от многих болезней.
- Конечно, я не утверждаю, что могу заменить врача! - говорит Лейла. - Но я создала собственную методику, которая через дыхание, через эмоции, через снятие зажимов помогает деткам с заиканием, с аутизмом, со многими проблемами. Например, сейчас мы готовим на международный конкурс девушку, которая имеет проблемы со слухом. И готовим не просто для участия - для победы, потому что у нас невероятно талантливые дети!
Все началось с того, что три года назад на уроки вокала пришла девочка с заиканием, с выпадением языка и проблемами контроля речевого аппарата. Врачи работали с ней, но результаты были незначительными. Тогда родители уговорили Лейлу попробовать заниматься вокалом с ребенком - прочитали где-то, что подобные занятия творят чудеса. Волшебство ни при чем, но за несколько месяцев прошло заикание, язык стал послушным, а девочка влюбилась в пение!

- Конечно, это было непросто, в консерватории ничему такому нас, будущих педагогов, не учат. Информацию пришлось собирать буквально по крупицам. С детьми вообще очень сложно. Это взрослому человеку можно сказать: “Напряги брюшной пресс”, для ребят приходится изобретать специальные приемы. Например, мы боксируем на уроке, чтобы почувствовать мышцы живота. Или рукой показываем высоту звука, особенно это помогает при проблемах со слухом, когда инструментальная музыка даже со слуховым аппаратом воспринимается почти как шум.
А еще Лейле пришлось отправиться… на прием к логопедам, смотреть, как работают врачи, консультироваться с невропатологами, изучать мировой опыт арт-терапии, штудировать медицинскую литературу. Лейла удивляется, почему у нас под арт-терапией обычно подразумевают рисование или лепку, ведь вокал гораздо активнее позволяет работать с теми же аутистами.
- У меня был мальчик особенный. Он не очень хорошо контролировал себя - например, мог во время урока плюнуть в меня, закричать. Но за несколько месяцев мы сделали потрясающие успехи! Главное - глазки у него горели, он действительно хорошо пел и получал огромное удовольствие от этого. Казахи вообще очень певучая нация. Поначалу я думала, что мне просто везет на учеников. Потом поняла, что у детей это скорее норма.

Точно так же малыши дышат иначе, животиком, поэтому они такие активные и жизнерадостные. Как только отправляются в школу, меньше двигаются, больше сидят, меняется тип дыхания - тут и появляются сонливость, усталость, спазмы мышц. И лучшее лекарство от всех этих бед - пение. Вот только оно тоже должно быть правильным, чтобы не навредить ребенку.
- Я сразу, как только окончила консерваторию, решила, что именно такую школу организую - школу здорового пения. Которое не травмирует, а, наоборот, лечит, тогда и таланты раскрываются, и дети становятся счастливыми.
Теперь педагог решила, что раз методика дает такой хороший результат, то надо учить коллег, как правильно заниматься пением для оздоровления. А в будущем, 2022 году она запустит специальную социальную группу для особенных ребят и будет с ними работать бесплатно. Лейла считает, что вокал вообще предмет будущего - с каждым годом все больше детей с теми или иными проблемами в развитии, все больше методов коррекции, и надо активнее использовать этот дар.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

