1745

Где здесь порнография?

На республиканской отчетной выставке Союза художников Казахстана далекие от искусства посетители потребовали убрать работы мэтра, якобы разглядев у скульптуры гениталии. Наши корреспонденты тоже прошлись по выставке, но ничего шокирующего не увидели.

Где здесь порнография?

Разгул креатива

На выставке представлено более 200 работ, выполненных за последние два года, поскольку в прошлом году организовать такое мероприятие было невозможно. Понятно, раз выставка членов профессионального союза, то вопроса о качестве нет, в такую экспозицию просто не могут попасть непрофессионалы. Значит, говорить можно только о новизне визуального сообщения, о глубине заключенного посыла и прочих художественных задачах.

Итак, что может увидеть публика? По темам все разнообразно, с уклоном в эпичность. Есть действительно интересные полотна, есть откровенная коммерческая живопись, датско-юбилейная, но есть и такая, от которой захватывает дух. Странно, что пейзаж и жанровые сюжеты оказались в аутсайдерах. Да и соцреализм с его позитивом и радостным трудом уже изгнан из мастерских. Человек величественный пришел на смену человеку работящему. Такой вывод сделал бы социолог.

С. ИЛЯЕВ (Шымкент). “Белый пароход”.

У живописцев невооруженным глазом заметна пропасть между замершими в академической позе равнения на классиков и желающими все же сказать что-то свое. Совсем другое дело - скульпура. Вот где разгул креатива, где каждая работа восхищает, заставляет вернуться. Великолепны войлок и вышивка. Тут придираться могут разве что искусствоведы. Правда, жаль, что в зале ощутимо не хватает многих культурных брендов страны: Люй-Ко, Сулейменовой, Ноды - и еще целого ряда авторов, без которых отчет как-то не полон.

Грустно, что все жанры визуального искусства в Казахстане живут собственной жизнью, мало пересекаясь. Как касты. Те, что попали в этот зал - верхушка, элита художественной иерархии, а вот контемпорари-арт и всякие дизайнерские изыски оказались в положении неприкасаемых. Хотя именно они последнее время пользуются успехом во всем мире - инсталляции, видеоарт...

А. ХАЙРУЛЛИНА (Алматы). “Забытый. Изоляция-20”.

- Вы знаете, выставка Союза художников - она всегда такая очень разная, - делится впечатлениями искусствовед Ольга БАТУРИНА. - Возможно, я неправильный искусствовед, вижу во всем хорошее, но нужно разное искусство, и сложное, и салонное. Для многих региональных авторов это шанс встретиться со зрителем, со стороны увидеть свое произведение. Наверное, важно было предоставить им такую возможность. В любом случае для меня это не какофония, а многоголосие.

Казус Кастеевки

В первый же день выставки произошел инцидент, похожий на анекдот. На экскурсию в музей пришла группа посетителей и потребовала убрать работу скульп­тора Даурена ДОСМАГАМБЕТОВА. Особенно отличился один из гостей, даже доводы искусствоведов и художников-аксакалов не помогли его усмирить. Посетитель возмущался, что у двух скульптур Досмагамбетова видны гениталии, и требовал убрать безобразие, чтобы его не увидели дети и пожилые люди.

Та самая скульптура Даурена ДОСМАГАМБЕТОВА.

- Мы против скандалов в музее, - рассказывает руководитель отдела выставок и экспозиций Анжела АКИЛБЕКОВА. - Хватает недавней истории с соседним ЖК. Поэтому отодвинули скульп­туру чуть в сторону, хотя и не убрали из экспозиции. Но, честно говоря, печальная тенденция. Мы очень часто сталкиваемся с тем, что посетители пытаются установить в музее свои порядки, требуют, скандалят. Каждый день происходят какие-то инциденты. То возмущает картина Хлудова, и нам говорят, что казахи никогда не сидели в юрте с обнаженным торсом, то пытаются посмотреть произведения искусства вместе с… собакой, то утверждают, что раз нет запрещающих указателей, значит, имеют право трогать выставленные экспонаты.

Ситуация настолько серьезная, что в настоящее время сотрудники музея им. Кастеева заняты составлением официальных правил посещения музея, чтобы не возникало подобных вопросов.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть