Танцующие в тишине
Они играют в постановках музыкально-драматического театра и участвуют в престижных международных конкурсах. Но музыку эти танцоры не слышат. Лишь ощущают ее вибрацию телом, а ритм им отсчитывают руки руководителя театра танца Sensitive.
Их история началась 15 лет назад в школе-интернате для глухих и слабослышащих детей в Петропавловске. Тогда студентка третьего курса колледжа искусств Ольга РОСТОВЩИКОВА организовала кружок спортивных бальных танцев. Это и для нее самой выглядело авантюрой: не было никакого опыта работы с такими детьми. Язык жестов она выучила позже - сначала они общались с помощью бумаги и ручки. Ольга стала искать к ним подход и поняла, что эти талантливые дети ни в чем не уступают здоровым сверстникам.
Сейчас эти молодые артисты - в составе труппы областного Казахского музыкально-драматического театра имени Сабита Муканова, официально трудоустроены и заняты в трех репертуарных спектаклях. В постановке “Шокан”, например, Евгений КУЗЬМИН играет главную роль: вместе с профессиональным актером Айболом КАСЫМОМ они воплощают на сцене образ Шокана Уалиханова. Айбол делает это словами, а Евгений - жестами.
- Шесть лет ушло на то, чтобы убедить руководство, что ребята должны быть в труппе, - рассказывает Ольга. - Действительно, они ведь не профессиональные артисты, у них нет специального образования! Но я каждый раз показывала все наши сертификаты о прохождении мастер-классов, многочисленные дипломы и кубки. Они прекрасные артисты, у них есть талант и опыт, и это должно быть их профессией.
Уже два года девять глухих и слабослышащих танцоров из Sensitive работают в драматическом театре. Им от 21 до 27 лет. До этого у каждого была своя работа или учеба, но вечерами все собирались на репетициях. Айнур САИНОВА даже успела получить диплом эколога и полгода поработать по специальности: на этом настояла мама. Никто из родных не верил в то, что слабослышащая девочка с кохлеарным имплантом продвинется дальше самодеятельности в школе-интернате. А Айнур говорит, что нигде, кроме сцены, себя никогда не представляла. И вот она актриса областного театра.
- На конкурсах, где мы выступаем, я прошу не афишировать то, что это неслышащие танцоры, - говорит Ольга. - Мы давно перестали участвовать в конкурсах для людей с ограниченными возможностями. Да нам особо и не с кем соревноваться. Считается, что нельзя танцевать, не слыша музыку. Но мы этих рамок себе ставить не стали. И, как показало время, не зря. Хотя первый раз, когда я представила на местном конкурсе бальных танцев восемь наших пар, все последние места были наши!
Это было в 2011 году. Но прошло всего два года, и Sensitive получил приглашение принять участие в международном конкурсе по хореографии.
- Я тогда уточнила у организаторов, точно ли нам можно приехать, у нас ведь особенный коллектив. И мне ответили: почему нет?! - вспоминает Ольга. - Мы с родителями собрали деньги и поехали в российские Чебоксары. Так вот там мы заняли первое место и получили приглашение на участие в международном конкурсе в Болгарии! До конкурса оставалось два месяца, мы без отдыха репетировали и параллельно искали деньги. Повезли четыре танца и заняли все первые места в своих номинациях. Тогда все и закрутилось. Только в Болгарии мы были трижды, потом еще в Италии, Испании, Дубае, много раз в России и странах СНГ, участвовали в международных чемпионатах, которые проводили в Казахстане. Я поняла, а главное, ребята поняли, что они могут быть круче, музыкальнее, техничнее других. И их глухота вовсе не препятствие для побед в танцевальных конкурсах.
Зачастую жюри даже не знает, что перед ними выступают глухие танцоры. Выдает их только Ольга, которая стоит в зале и “дирижирует”. Всегда в черном, но рукава закатаны по локоть, чтобы руки было видно даже в темноте. Она отсчитывает ритм, дает понять, что музыка началась. Остальное танцоры сделают сами: каждое движение отточено на многочасовых тренировках.
- У нас репетиции каждый день: общая физическая подготовка, занятия в классе у станка, базовая бальная программа, сейчас мы еще включили в репертуар современную хореографию. Это колоссальный труд, конечно. Но главная задача все-таки в том, чтобы помочь им прочувствовать музыкальную фразу, это ведь сложнее, чем просто ритм. И это нужно объяснить, показать, найти способ до них это донести.
Они разговаривают между собой в основном жестами. Но некоторые фразы Ольга не сопровождает движениями рук, а танцоры ее все равно понимают. За годы, что они вместе, научились распознавать ее артикуляцию, читать по губам. Только они знают, чего стоит длинный перечень конкурсов, откуда они возвращались с победами. С одной стороны, это долгие часы репетиций, а с другой - нужно найти деньги на эти поездки.
Ольга рассказывает, как занимала на билеты деньги под проценты за 12 часов до вылета, а ребята в это время сидели на чемоданах и не знали, полетят они на конкурс или нет. Тогда на самолет в Дубай они успели, привезли оттуда Гран-при, а с долгами помогли расплатиться добрые люди. Бывало и по-другому, когда взнос на участие был оплачен и танцоров ждали, но средств на дорогу вовремя найти не удалось.
Сейчас у Sensitive новая цель - чемпионат по хореографическому искусству в США. В мире танцев это почти как Олимпийские игры - 60 стран-участниц, огромное число танцоров и всего одна минута на каждый номер, просто потому, что иначе невозможно всех отсмотреть. Получить приглашение на участие в чемпионате уже большой успех. У ребят из Sensitive, единственных от Казахстана, оно есть. В 2019 году поехать не получилось из-за того, что не нашли деньги, тогда на это требовалось около 14 миллионов тенге. В следующем году не вышло с визами: все посольства закрылись на карантин из-за ковида. В этом году смету пересчитали, получилось 16 миллионов тенге. Чемпионат должен был состояться в ноябре, но из-за эпидситуации его перенесли на лето следующего года. В какую сумму обойдется поездка теперь, ребята даже боятся думать, притом что готовят всего три танца с шестью танцорами, меньше нельзя.
Впрочем, миллион тенге у них уже есть! На днях подвели итоги республиканского конкурса-фестиваля “Өнерпаз болсан”, который организовало Министерство культуры и спорта для поддержки организаций культуры и неправительственных организаций, работающих с людьми с особыми потребностями. В номинации “Инклюзивные организации” театр танца Sensitive занял первое место. И призовой миллион - первый шаг на пути к главным танцевальным стартам за всю их карьеру.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск