4249

Айманов звал его Жагор

Как знаменитый кинорежиссёр Игорь ВОВНЯНКО на съёмках икру ел ложками и всей группе выпить не разрешал

Айманов  звал его Жагор
Игорь Вовнянко на съемочной площадке (в центре).

Сыновья легендарного казахстанского кинооператора, режиссера и сценариста поделились с нами воспоминаниями об отце и рассказали о малоизвестных фактах его биографии.

Любовь к творчеству Игорь Вов­нянко унаследовал от Мариям ЖАГОРҚЫЗЫ. Под таким псевдонимом знают известного автора и исполнительницу казахских песен Марию Егоровну РЫКИНУ.

- По крайней мере, так считал сам отец, - вспоминает младший сын известного кинодеятеля Андрей ВОВНЯНКО. - Его мама родилась в дореволюционные времена в семье управляющего знатного бая из Акмолинска. В их роду и была та самая исполнительница народных песен. Сама же бабушка была очень известным в Казахстане врачом, профессором, впервые в республике сделавшим пункцию спинного мозга. А папа отца родом с Украины. Он учился в Москве, и оттуда его послали в Алма-Ату поднимать пищевую промышленность.

В юности Игорь Александрович занимался гимнастикой, хотел стать цирковым артистом. Однажды отец привез ему из Москвы диапроектор, а потом фотоаппарат, и он с удовольствием показывал ребятам во дворе диапозитивы, серьезно увлекся фотографией. Новое увлечение было таким сильным, что Вовнянко ушел после восьмого класса в вечернюю школу и устроился разнорабочим на киностудию “Казах­фильм”.

- “Тележки возил, реквизит тас­кал и за водкой бегал для мэтров казахского кино”, - смеялся папа. Так его приметил Шакен Кенжетаевич АЙМАНОВ. Великий режиссер называл его не Игорь, а Жагор (на казахский лад) и советовал учиться искусству кино, - рассказывает Андрей.

Шакен Айманов, 1961 год.

Поэтому будущий глава Союза кинематографистов Казахстана отправился в Мос­кву. Поступить во ВГИК, где был конкурс 50 человек на место, сразу не получилось. Только с третьей попытки он попал на курс известного кинооператора заслуженного деятеля искусств РСФСР Бориса ВОЛЧЕКА. Защищать дипломную работу одного из своих лучших учеников мастер отправил на Куйбышевскую киностудию, а потом предложил ему работу на “Мосфильме”. Но Жагор решил вернуться в Казахстан, хотел быть полезным на родине.

- К тому же здесь его ждала семья, - делится воспоминаниями Александр ВОВНЯНКО, старший сын Игоря Александровича. - С мамой они познакомились и полюбили друг друга, когда учились вместе в алматинской школе №54. А как только им исполнилось 18 лет, они пошли и расписались - не послушались родителей, которые не приветствовали их ранний союз. Но любовь оказалась настоящей, они пронесли ее через всю жизнь. В сентябре этого года отпраздновали бриллиантовую свадьбу.

Супруга Игоря Александровича Найля Рахимовна ВОВНЯНКО, человек, далекий от кино, стоматолог, никогда не обижалась на него из-за того, что он вечно был на съемках.

- По возвращении из экспедиции папа устраивал для всей семьи просмотр слайдов и фото­графий. Мама, мы с братишкой, наши тети и дяди собиралась у диапроектора, слушали истории об интересных личностях, известных актерах. Эта магия кино нас всех завораживала! - говорит Александр.

- Все мои воспоминания из детства связаны с тем, как папа брал меня на выбор натуры или на съемки. Сначала это были павильоны нашего родного “Казах­фильма”, а потом мы выезжали в разные города Советского Союза, который папа исколесил вдоль и поперек, - добавляет Андрей. - Первое, что я помню, - это поездка в Ленинград, где снималась картина “Чокан Валиханов”, за которую вся постановочная группа получила Госпремию КазССР. Мне тогда было лет 10.

Потом были съемки на Сахалине первой его самостоятельной режиссерской работы “Маньчжурский вариант”. Это продолжение знаменитой трилогии о разведчике Чадьярове (“Конец атамана”, “Транссибирский экспресс”. - О. В.). Вечером за ужином и папа, и Асанали АШИМОВ, и Болот БЕЙШЕНАЛИЕВ садились за один стол с осветителями, помощниками режиссера, чтобы поесть красной икры, которую киношникам привозили трехлитровыми банками. И никогда не было такого, что, мол, я, лауреат Госпремии, вместе с народными артистами буду отдельно от простых людей икру есть. Такая черта отца мне всегда импонировала, и это был для меня хороший жизненный пример.

С Асанали Ашимовым и Цой Гук Ином, 1984 г.

- А меня отец своим примером учил быть дисциплинированным. Он сам был очень пунктуальным: если назначал съемку на 6 утра, то вся группа как штык должна была быть в это время на площадке. Еще помню, что всем было строго запрещено выпивать во время работы, - вспоминает Александр. - Но, пожалуй, главный урок отец преподал мне в 1992 году в Одессе на съемках фильма по его же сценарию “Господи, помилуй заблудших”, где снималась целая россыпь советских звезд: Евгений КИНДИНОВ, Наталья КРАЧКОВСКАЯ, Ольга МАТЕШКО, Владимир СОШАЛЬСКИЙ. Я уже отслужил в армии, отучился в институте, и отец взял меня в экспедицию ассистентом режиссера и администратором. Вся группа удивлялась, когда за любую недоработку кого-либо из членов съемочной группы отец спрашивал с меня. Только спустя время я понял: он хотел, чтобы я был задействован в процессе полностью, понимал профессию изнутри и стал настоящим кинематографистом. Благодарен ему за это.

На съемках фильма “Тайны королевы пиратов”, 1985 г.

Отец никогда не говорил сыновьям, чтобы они выбрали кинематографию своей профессией. Он просто показывал им, насколько интересен мир кино, и, можно сказать, заразил их тем, чем горел сам. Сейчас Александра Вовнянко знают как успешного кинопродюсера не только в Казахстане. Он работал над экшн-фильмом Тимура БЕКМАМБЕТОВА “Дневной дозор” и драмой Петра БУСЛОВА “Высоцкий. Спасибо, что живой”. А фильмы “Келин”, “Шал”, “Кенже”, снятые с Ермеком ТУРСУНОВЫМ, вошли в сокровищницу современного казахстанского кино.

- Мне было очень приятно, когда после закрытого показа “Келин”, на который мы пригласили нашу творческую интеллигенцию, папа был одним из немногих, кто по достоинству оценил нашу работу. Он сразу сказал, что это достойное кино, каких давно у нас не было. Его слова подтвердились, когда картина вошла в шорт-лист премии “Оскар”. Пока никто в Казахстане не удостоился такой чести.

Андрей Вовнянко выбрал своей профессией пиар, но благодаря отцу кино тоже всегда присутствовало в его жизни.

С актером Евгением Жариковым, 1985 г.

- Обращался папа и к социальной документалистике. В 1989 году в Москве он снял фильм “Прошу исключить меня из членов КПСС”. Я тогда был рядом с ним, - делится Андрей. - Перестройка, новые веяния, знаменитый съезд народных депутатов, оппозиционера Ельцина выгнали из Политбюро. Мы поселились в гостинице “Россия” на Красной площади, и прямо туда на старых полуразвалившихся “жигулях-копейке” к нам приехал Борис Николаевич. Мы были в шоке. Следователи Гдлян и Иванов, известные по громкому “хлопковому делу” в Узбекистане, также стали участниками этого фильма. Я считаю его знаковым в карьере папы.

Игорь Александрович тяжело переживал распад Союза. Раньше картины у него выходили одна за другой, а в 1990-х годах не помог­ло даже то, что он перешел на коммерческие рельсы, одним из первых создав частную студию “Кадр”.

- Но папа никогда не сидел без дела. И вот в 1996 году вместе с коллегами-кинематографистами он решил совершить автокиномарафон в честь 100-летия кино. Киношники многих республик отнеслись к этому скептически, некоторые даже посмеялись над такой идеей, но папа уверенно заявил: “А мы сделаем!” Нашли спонсоров, купили пять подержанных автомобилей и выдвинулись из Алматы через Среднюю Азию, Закавказье, Турцию, Европу в Париж. Целью было небольшое кафе в одном из домов французской столицы, где в 1895 году впервые в истории человечества братья Люмьер показали свои движущиеся картинки и изменили мир. Когда наша делегация шла по городу с цветами, а потом возложила их к памятной табличке, французы были в шоке: казахстанские киношники при­ехали, чтобы отметить 100-летие синематографа! Произвели мы впечатление и на Папу Римского Павла II. Благодаря нашему послу в Италии Олжасу СУЛЕЙМЕНОВУ он сначала принял отца и его ближайших коллег, а потом начал свою проповедь на русском языке: “Я приветствую кинемато­графистов Казахстана, которые с важной миссией находятся сейчас в Риме!” Мы стояли на площади Ватикана, заполненной до отказа, слушали эту мессу и испытывали невероятную гордость за свою родину.

- Еще отец хотел снять фильм “SOS”, который должен был стать киноверсией его пьесы “Апат”. В Театре драмы имени Ауэзова этот спектакль, рассказывающий об экологической катастрофе Арала и живущих вокруг него людях, шел восемь сезонов подряд. Это рекорд для пьесы на современную тему, поэтому папа мечтал ее экранизировать, - раскрывает секреты Александр. - И буквально пару месяцев назад мы с папой представили данный проект в Государственный центр поддержки национального кино на получение государственного гранта. Но самой главной его мечтой было снять фильм о Томирис. Еще в 2001 году он получил Гран-при на конкурсе Министерства культуры за свой сценарий о сакской царице и до последнего дня мечтал рассказать свою личную пронзительную историю о ней.

На съемках фильма “Урановый тайфун”, 2021 г.

Не сложилось. Не сбылось. Не успел. 9 октября Игорь Вовнянко ушел из жизни. Но в титрах любимых фильмов, в памяти коллег, в сердцах друзей его имя останется навсегда.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото из архива семьи Вовнянко, Алматы

Поделиться
Класснуть