3611

Жамиля БАСПАКОВА, оперная певица: Я рабочая лошадка

Как живут оперные дивы? За что им дают звания и как аплодируют жители холодных регионов? Жамиля БАСПАКОВА, солистка КГАТОБ им. Абая, честно отвечает на все вопросы, только дивой себя не считает, даже спев все главные партии для своего голоса.

Жамиля БАСПАКОВА, оперная певица: Я рабочая лошадка

- Чем вы занимались этим летом, во время отпуска?

- Ездила на родину, к родителям в Темиртау, занималась фен-шуй. А если серьезно, перебрала все шкафы, навела порядок. Я иногда устаю от Алматы, мне кажется, что стоит потом поселиться в таком городке, где ты провел детство, где жизнь течет в другом темпе. Выбора особого этим летом не было. Сейчас мне не до поездок на море, потому что все деньги идут на учебу дочки в Санкт-Петербурге. Она выбрала профессию врача-педиатра и уже сейчас в восторге от города, университета и специальности. В планах и следующая ступень образования, еще дальше от дома. В этом мы с ней совсем не похожи.

Я всегда скучала по дому. Даже когда в 1992 году меня, первую из вокалисток Казахстана, отправили учиться в Италию, я не старалась там зацепиться, остаться. Хотя итальянцы сравнивали меня с Марией Каллас, прочили большое будущее. Но, наверное, роль сыграл еще и наш восточный менталитет: как это, уехать в другую страну, оставить родителей, не видеть долго родню? И потом, когда много раз делали какие-то интересные предложения по работе, моей первой мыслью всегда было что-то, связанное с домом: “Петь у Гергиева? Здорово, а кто будет завершать затеянный дома евроремонт? А как мой родной театр?”

- Правда, что достаточно было одной фразы Нурсултана НАЗАРБАЕВА, чтобы вам организовали учебу за границей?

- Да, я была студенткой пятого курса и выступала на правительственном концерте, посвященном Международному женскому дню. Волновалась так, что ног под собой не чуяла, мне казалось, что из зала видно, как я трясусь со всеми моими пышными юбками. Наверное, спела удачно, раз президент сказал, что мне надо учиться в Италии. Вот тогда меня и Амантая ИБРАЕВА отправили. Вернее, как отправили… Мы были первыми и все делали сами - созванивались с администрацией учебного заведения, договаривались, ездили в Москву за визой, в итоге по незнанию получили короткую туристическую, а не для учебы. В тот момент махнули рукой, потому что и так задержались, обучение уже началось.

Уехала я со ста долларами в кармане, и когда нас за пропуск занятий или даже зарядки штрафовали на 15 долларов, вычитая их из стипендии, то это очень дисциплинировало!

- А откуда у вас звание заслуженной артистки Республики Узбекистан?

- Это еще одно удачное выступление перед президентом. В 1994 году большая делегация казахстанских артистов отправилась в Узбекистан на фестиваль “Тошкент Бохари”. На официальном приеме я спела своего коронного “Соловья” Алябьева и вижу, что издалека мне машет рукой президент страны Ислам КАРИМОВ. Доцокала к нему на концертных шпильках через весь зал, и мне вручили огромный букет цветов. Утром мы должны были разъехаться по регионам и давать концерты. Садимся в автобус, и кто-то протягивает газету “Вечерний Ташкент” с указом о присвоении званий четырем казахстанским артистам, начинают поздравлять. Звание дали и Розе РЫМБАЕВОЙ. Она сначала решила, что над нами шутят, сказала, что первое апреля уже позади, можно не стараться. Оказалось, не шутка.

- Почему вы, не стесняясь, говорите, что у вас изначально были слабые вокальные данные?

- Чего тут стесняться? Я при поступлении в музыкальное училище Темиртау получила тройку. Педагог, когда услышала, что я мечтаю окончить консерваторию в Алматы и петь на сцене оперного, сказала, что меня на пушечный выстрел нельзя подпускать к театру! Я от таких слов только глаза опустила, чтобы не разреветься, не показать свою слабость. Но, наверное, какие цели мы себе ставим в 17 лет, такие и исполняются, если мы прикладываем достаточно усилий. Я всегда была рабочей лошадкой. Никогда не брала бюллетень, всегда была готова заменить заболевшего артиста.

Вообще, когда я говорю, что сцена родного театра полита моим потом, это не просто слова. Так и есть. Потому что когда я в парике с килограммом заколок, в многослойном платье, в гриме лежу на сцене под софитами в тысячу ватт, изображая умирающую героиню, то с меня градом катится пот.

- Как вы решили стать певицей?

- Мои родители - металлурги, это тяжелая работа. Поэтому мама при первой возможности отдала меня в музыкальную школу, чтобы профессия у дочки была не такая трудная, как у нее. А я очень любила читать, представлять себя в красивых местах, и когда мы всем десятым классом поехали в Ленинград на две недели, то для меня это было настоящим культурным потрясением. Восхитила красота дворцов, музеев, галерей. Наверное, и в театре я тоже всегда искала эту красоту, и в книгах. А еще было огромное желание понять, как устроен человеческий голос, почему он может так роскошно звучать.

- Все ваши героини страдают от любви. А вы умеете приносить что-то в жертву чувствам?

- Нет. Моя родственница за любимым человеком уехала на край света и бросила учебу. Я не понимаю, как можно было это сделать. Я в свое время не смогла совершить выбор в пользу семьи. Муж и родня не понимали моего образа жизни, почему, вместо того чтобы привечать дома гостей, я вечером собираюсь, привожу себя в порядок и ухожу: “Мне на концерт!” Может, надо было говорить “на работу”? Хотя какая уже теперь разница...

- С президентами все понятно. А приходилось ли петь для простых людей, где-то в глубинке? И там тоже чувствовали себя рабочей лошадкой, а не звез­дой?

- Ох, глубинка у нас суровая. Помню, в 1997-м в Петропавловске пела “Травиату”. Лежу в последнем акте, умираю в кисейном платье, мерзну почему-то. Поднимаю глаза, а на меня через дырки в крыше театра, кружась, летят снежинки. Дело было в конце ноября.

А потом нас повезли в село Булаево, это 200 километров от Петропавловска по бездорожью в уазике. Концерт в сельском клубе: отопления нет, свет дали на два часа, ровно на время нашего выступления. Зрители сидят в зале в малахаях, унтах, меховых перчатках. За кулисами стол с горячим чаем, да и не только с чаем - чтобы хоть как-то согреться. В тот вечер пили и трезвенники, и язвенники. Моя коллега рискнула надеть концертное платье, а я пела в огромном вязаном свитере. А знаете, как нам аплодировали? На руках-то у зрителей перчатки, так публика ногами топала, чтобы выразить восхищение!

В Астрахани, наоборот, пели в пик жары в стареньком здании без кондиционеров. Даже не знаю, что хуже: или обжигать связки ледяным воздухом, или ощущение, что стоишь у доменной печи и внутри тебя все закипает, а ты в костюме, парике, да еще и спектакль очень активный.

- Говорят, что оперные певцы очень капризные: нельзя холод, жар, семечки, газировку…

- Все очень индивидуально. Я если семечки или орехи поем, то на следующий день петь не могу. Но у нас есть народные артисты родом с юга, так они хоть мешок семечек могут съесть, и ничего. Бесспорно, что для голоса важен отдых - много молчать, спать и копить силу для сцены. Одна народная артистка говорила: “Чтобы спеть Чио-чио-сан, я должна три дня в обмороке лежать и в день спектакля съесть казанчик плова, чтобы силы были”. Мне в свое время хорошо помогало подводное плавание, оно научило распределять дыхание на большую дистанцию. Но в молодости все мы поем на своих данных. О каком режиме могла идти речь в Алматинской консерватории? Мы ложились в три-четыре часа ночи, успевали и в горы ходить, и в театр. А сейчас уже связки не такие эластичные, приходится петь на своем мастерстве.

- Почему ваша дочка не захотела стать певицей? Нет данных или вы отговорили?

- Данные у нее лучше, чем у меня. И слух, и диапазон голоса. Я знаю это, поскольку во время моих занятий она частенько подпевала мне. В театре она прак­тически выросла, но у нее душа не лежит к этому делу, так что уговаривать бесполезно. Даже в музыкальную школу ходить отказалась. Никакие доводы не работали, мол, бабушка всегда мечтала… Она сказала, что если бабушка мечтает, то пусть сама учится. А на уроки музыки просто приходила, говорила, что не готова, получала двойку, и после первой четверти мы все это прекратили.

- Как насчет интриг и ревности в вашем прекрасном мире?

- На профессиональной сцене не бывает подруг, мы все соперницы. В остальном многое зависит от человека. Когда были молодые, прекрасно помню, как иду по театру и слышу голос одной из наших народных артисток: “Это что еще? Набрали! Не поймешь, дом моделей или оперный театр!” Все ясно, надо повернуть и другим коридором пройти. Так мы и обходили первое время примадонн по стеночке. Правда, когда споешь несколько партий и уже видят, что ты не модель, что ты пахарь, тогда и отношение иное. В любом случае только труд решает все.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено пресс-службой КГАТОБ им. Абая, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее