Лаборатория маньяков
Слабонервным лучше не посещать мастерскую уникальных казахстанских специалистов по гриму Artdepartment. Можно упасть в обморок…
У входа витрина с образцами крови и разными типами искусственных челюстей. Тут же в жидкости плавает очень правдоподобный обрубок грязного пальца. Приветливые хозяева предлагают по стаканчику холодной воды: мол, с жары-то. Черт дернул заглянуть в холодильник, когда оттуда доставали кусочки льда: рядом с продуктами лежит огромное… сердце, вылепленное очень натурально.

Сели, отдышались, попили. Начали с мирных тем. На самом деле они киношники. Юля ЛЕВИЦКАЯ пишет сценарии, Эльдар ШИБАНОВ - классный режиссер, и его короткометражка “Секс, страх и гамбургеры” участвовала в программе Венецианского фестиваля, одного из самых престижных. Но вот для интереса и для поддержания штанов они увлекаются изготовлением характерного грима и множества вещей, без которых в кино не обойтись. От имитации бьющегося в кадре сердца до старческого грима и бутылок, которые можно эффектно и безболезненно крошить об голову. Все эти навыки позволяют пережить время между запусками собственных картин.
- По образованию мы архитекторы, - рассказывает Юля. - В кино пришли разными путями, и оба учились делать сложный грим, потому что не могли найти специалистов и нужных вещей. Эльдар даже ездил учиться в Голливуд, чтобы освоить самые передовые технологии. Мы пытались проводить обучение для желающих, но таковых оказалось немного. Люди думают, что спецгрим - это приятное занятие. На самом деле большую часть времени приходится возиться с тяжелыми слепками и формами. Но для меня это даже удобно. Я загружаю в голову очередное задание по созданию сценария, иду работать руками, и во время этого монотонного дела рождаются хорошие идеи. Так что одно помогает другому.

В современном кино требования к реквизиту и гриму запредельные. Например, киношная кровь бывает десяти разных видов: артериальная, венозная, свежая, засохшая, застывающая… При этом она должна быть рассчитана на долгую работу в кадре.
- Но всем же известно, что прекрасно можно обойтись обычным кетчупом!
- Это уже из разряда баек, - смеется Юля. - Искусственная кровь должна хорошо отстирываться, не терять своих свойств (цвет, густота) во время съемок, изготавливаться из гипоаллергенных материалов, должна быть безопасной для людей и животных, в некоторых случаях даже съедобной, если по сюжету должна попасть в рот или быть выпитой.
- Я представляю, сколько заказов у вас перед Хеллоуином! Скажите честно, горячее время?
- Мы подобные заказы не берем. Профессиональные материалы очень дорогие именно из-за высоких требований. Так что с их помощью делать сувениры, которые можно купить в магазине приколов, все равно что забивать гвозди ноутбуком. Хотя бывают и непрофильные заказы. Например, как-то мы помогали оформить комнату страха в одном ТРЦ Алматы, а однажды у нас был и вовсе странный клиент. Обратился молодой человек из столицы, который познакомился с девушкой и хотел на первое свидание прийти в образе Гринча, чтобы поразить воображение избранницы. Мы занимались его преображением. Девушке очень понравилась такая креативность, насколько я знаю. Но это, скорее, исключение.

То, что мы видим в мастерской, очень малая часть работ. Дело в том, что по стандартному контракту гример не имеет права показывать без согласования с заказчиком ни детали, ни заготовки своих работ, если фильм не вышел в прокат (а прокат в последний год почти заморожен). Отработавшие же свое образцы грима или имитации частей тела отдают съемочной команде и не хранят в мастерской. Единственное исключение - жуткая голова из фильма “Жаным, ты не поверишь!”, та самая, которая в кадре падает с плеч актера Еркебулана ДАИРОВА. Ее изготовление было стандартным: сначала с актера при помощи специальной массы сняли слепок и создали гипсовый бюст в натуральную величину - под столом таких целый склад. А уже с бюста делают форму для латексного тонкого слепка, который и становится основой грима или имитации. Он фактурится, обрастает волосами, бородавками, максимально приближается к натуральному виду. Латекс для таких целей - любимый материал гримеров. Нам с готовностью показывают целую коробку образцов: послеоперационные швы-накладки, старческие носы, лбы, щеки.
- На самом деле, - рассказывает Юля, - в нашем цехе гораздо больше ценится портретный или старческий грим, чем эти эффектные имитации ран и жутких лиц. Качественно сделанная горбинка носа сильнее впечатляет коллег, чем жуткий зомби.
- Бывает, что актер пугается собственного грима?
- Все зависит от профессионализма. Если человек не случайный в своем деле, он только рад правдоподобности образа. Хотя недавно была ситуация: актриса расстроилась, когда увидела, в каком виде ей придется изображать отек Квинке. Все спрашивала: неужели она будет в кадре без макияжа?
- Дело не только в красоте, - вступает в разговор Эльдар. - Профессиональный спецгрим наносится несколько часов. Все изготовленные детали стыкуются, доводятся на актере, большая часть из них одноразовые, значит, надо сделать абсолютно одинаковые заготовки для всех дней съемки. И все это должно не терять своего вида в течение актерской смены, порой 10-12 часов. Лицо актера сильно устает в спецгриме еще и потому, что он сковывает мимику, мешает говорить, и для любых движений надо прилагать больше усилий.

Еще из одного ящика для нас извлекают новорожденного. Это Патрик - заслуженный артист мастерской. Он поработал в нескольких сериалах, клипах, фильмах. Правда, “папа” и “мама” недовольны качеством отливки и планируют переделать ребенка, как только будет свободное время.
Место располагает к шуткам. Например, зубы на полке - это как раз про выставку образцов. Есть инопланетные, в три ряда, есть имитирующие беззубые старческие десны или гнилые зубы. Это на тот случай, если надо играть бомжа, а у актера идеальные зубы.
Самые мирные предметы в мастерской - это временные спецтатушки. В кино даже эту простую вещь делают особым способом. Временное тату в отличие от переводок не блестит и выглядит как натуральное, только наносится сложнее, с применением специального клея, закрепителя, пудры.
- Не может быть, чтобы с помощью всего этого вы не подшучивали над друзьями!
- Вы не поверите, но нам не до шуток, - смеется Юля. - Если честно, в обычной жизни я побаиваюсь кровавых сцен, даже в кино иногда глаза прикрываю. Но когда дело касается работы, то переключается какой-то тумблер. Например, в свободное время частенько изучаю фото на специальных форумах врачей, патологоанатомов. Анализирую цвет, вид ран, разрезов, крови. Вот такие издержки производства.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО





