Куан Лекеров, артист: Вытащу из вашего кармана любой ценный предмет!
Почему потомка заслуженного артиста Казахской ССР называют жуликом и как ему не дают работать из-за Мурата Мутурганова - об этом артист цирка Куан ЛЕКЕРОВ впервые рассказал в эксклюзивном интервью нашей газете
- Иллюзионист, менталист, маг или фокусник... Кто такой Куан Лекеров?
- Вообще, Куан Лекеров - любимый народом певец, композитор и поэт, заслуженный артист Казахской ССР (смеется). По совместительству мой известный прадедушка, в честь которого меня назвали. И наверное, поэтому я тоже артист каждой своей клеточкой. Просто жанр у меня другой. Я профессиональный иллюзионист.
- А почему такой необычный жанр? Если вас назвали в честь известного прадеда, то, по идее, вы должны были продолжить музыкальную династию…
- На мое детство пришлись трудные в материальном и моральном плане переходные времена, поэтому, думаю, всех заела бытовуха и меня не развивали в музыке. Отец был человеком, далеким от творчества, работал водителем в троллейбусном парке. Но от любимого дяди Сергали, который был полицейским, мне досталась по наследству домбра Куана Лекерова. Глядя на эту реликвию, я в какой-то момент захотел научиться играть на домбре кюй “Адай”. Походил к преподавателю, и выяснилось, что у меня есть чувство ритма и слух.
Кроме меня из потомков Лекерова творческая профессия только у моей сестры. Она окончила Академию искусств имени Жургенова по специальности “художник, дизайнер ювелирных изделий”.
- А как вы стали иллюзионистом?
- Представьте ребенка, который еще не ходит в школу, но сидит во дворе и постоянно играет в карты со старшими друзьями или взрослыми. В обычного дурака, в “верю-не верю”. Однажды кто-то сказал: “Хочешь фокус? Загадай карту, и я ее угадаю”. Это была бомба! Весь день я умолял этого пацана научить меня такому фокусу. А потом никому не было от меня житья: каждому встречному я демонстрировал свое умение. Дальше - больше. Из телепрограммы, в которой иллюзионист раскрывал свои секреты, я постиг искусство незамысловатых фокусов с картами, зубочистками, крышками от колы. Потом в нашем доме появилась книга про фокусы. И я постоянно мастерил какой-то реквизит, репетировал номера.
А когда пошел в первый класс, то сразу обрел звание главного бандита школы, ведь в моем ученическом рюкзаке всегда были две-три колоды карт и еще по колоде в каждом кармане. Любую свободную минуту я тасовал карты, без устали показывая свои фокусы.
Потом впервые попал в цирк: всем классом нас повели на бенефис Мурата Мутурганова. Это было волшебно, и я захотел выступать! С тех пор показывал фокусы на всех школьных концертах и праздниках. А однажды в нашу школу пришли киношники с “Казахфильма”, чтобы провести кастинг. И в 12 лет я сыграл главную детскую роль в фильме-фэнтези режиссера Ахата ИБРАЕВА “Книга легенд. Таинственный лес”.
- Но после школы учиться пошли все-таки на артиста цирка?
- Скакать на лошадях в фильме нас учили каскадеры из известной группы “Номад”, поэтому я вновь попал в цирк, но уже со служебного входа. От этой атмосферы у меня опять сильно екнуло внутри. Я стал интересоваться, как можно устроиться на работу в цирк, и узнал, что в Алматы есть эстрадно-цирковой колледж.
Правда, родители советовали мне поступать в университет КИМЭП, поэтому я не решился уйти из школы после 9-го класса. Но именно в старших классах моя судьба окончательно решилась. Однажды, показывая фокусы на алматинском Арбате, услышал: “О, как классно!” Поднимаю глаза и вижу самого Мурата Мутурганова! Считаю, это был знак свыше. С того момента мы стали общаться и сотрудничать.
- Вас не останавливало то, что фокусами особо не заработаешь на жизнь?
- Тогда за один вечер на Арбате я мог заработать 100 тысяч тенге! Еще больше платили в клубах, ресторанах, где я показывал вполне полноценные сценические номера с картами, цветочками, лампочками, тростями, платочками. Помню, в первый раз в очень крутом и модном месте на проспекте Аль-Фараби за час я получил 250 тысяч тенге чаевых. Просто ходил между столиками и развлекал публику. Представьте мальчишку-одиннадцатиклассника, который с полными карманами денег забегает в кабинку туалета, закрывает крышку унитаза и начинает вываливать на нее купюры, чтобы подсчитать их. Потом от радости пулей вылетает из клуба, забыв получить гонорар от администрации, который составлял всего 10 тысяч тенге за час! (Смеется.)
- Почему после училища вы не пошли работать в цирк, если всегда мечтали оказаться там?
- В нашем цирке я не у дел из-за дружбы с Мутургановым, которого там не любят. Давление и негатив почувствовал, еще будучи студентом колледжа, потому что наш колледж и наш цирк тесно связаны. Во-первых, студенты занимаются в помещении цирка, во-вторых, там работают одни и те же люди. Я понимаю, что, прочитав это сейчас, они скажут: “Да кто он такой?” Но помню, например, как мне специально ставили тройки, чтобы в наказание лишить стипендии.
На третьем курсе все лето я проработал на EXPO-2017 в Нур-Султане, куда меня позвал Мурат. Я был менеджером площадки Цирка дю Солей. Представляете, какой опыт - видеть репетиции самого популярного цирка в мире! При этом их гимнасты учили меня прыгать на батуте, а кубинские артисты, которые тоже работали на EXPO, - бегать на колесе смерти. По окончании всемирной выставки меня на целый год оставили в “Нур Алеме” выступать на этом сложном аттракционе. Я предоставил официальную справку, что нахожусь на гастролях, но в училище мне чинили разные препятствия, хотя у других студентов никаких проблем из-за работы по специальности не бывает. Конечно, это все из-за Мутурганова!
Оттого, что я был его человеком, во время дипломной работы на манеже нашего цирка мне отказывали в элементарных советах, не давали ни лебедку, ни трос. А помогали в итоге российские артисты из шоу Корниловых, которые, к счастью, в это время гастролировали в Алматы.
Вообще, могу с ответственностью заявить, что за четыре года родной колледж меня ничему не научил. Все профессиональные навыки, связанные с фокусами, я развил сам и самостоятельно приобрел совершенно новые. Не могу сказать ничего хорошего и о нашем Алматинском цирке. Получив диплом, я попросился к ним на работу, но в ответ услышал: “У нас нет штатных единиц. И вообще, ты без опыта. Как мы тебя возьмем?!” Зато меня тут же взял в свое шоу Мурат, а потом мою работу на колесе смерти высоко оценили в Южной Корее, куда я уехал по контракту в октябре 2019-го. Мы давали по три шоу в день вплоть до сентября 2020 года. И это несмотря на пандемию. А до Кореи я работал в своем основном жанре - фокусы - в России, Турции и Китае, вместе с единомышленниками из Казахстанского клуба фокусников проводил у нас в стране международные фестивали иллюзионистов.
- Почему не выиграли приз в десять миллионов тенге на шоу Central Asia’s Got Talent, где за вас болело много зрителей?
- Жюри выбрало певца, ведь главным там был наш известный певец Нурлан АБДУЛЛИН! (Смеется.) И вообще, вы разве не замечали, что певцов у нас любят больше, чем других артистов? К тому же у нас такой менталитет, что иллюзия не воспринимается как творчество. Нас считают жуликами, обманщиками, шарлатанами. Подходишь к людям с фокусом и слышишь, как кто-то серьезно советует: “Проверьте карманы, кудалар! Фокусники - те еще жулики”. Да, для меня не составит труда вытащить из вашего кармана любой ценный предмет, но ведь наше искусство вообще не об этом. И такой стереотип - боль любого нашего фокусника, поэтому в последнее время у меня желание уехать в Штаты. Возможно, это также связано с тем, что, пока ты не уедешь и не прославишься за рубежом, тебя не будут ценить на родине. Это еще одно свойство нашего менталитета.
- Значит, в планах выступить на America’s Got Talent. А еще?
- Скоро я женюсь на прекрасной девушке Алине. Она с Украины, я из Казахстана, а свела нас Корея. Алина тоже там работала. Она была хореографом в шоу-балете. Сначала мы просто общались, а потом поняли, что у нас много общего. Это переросло в истинную любовь, и теперь Алина хочет жить в Казахстане.
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы