2386

Полюбите пианиста

В столице Казахстана прошел международный конкурс пианистов Piano Style. Среди многочисленных победителей наше внимание привлек юный музыкант из Балхаша Айдар ШАЙХОВ. Откуда в небольшом городе появился талант?

Полюбите пианиста

Айдар - мальчик из обычной семьи, папа и мама работают электромонтерами. Музыкой в семье никто особо не болеет. Правда, повезло с педагогом Гульнарой ПАК, которая преподавала музыку в гимназии, где учился Айдар, затем перешла работать в единственную в Балхаше школу искусств. Тогда Айдар и решил учиться музыке и вслед за педагогом пошел в школу искусств. Хотел поступить на вокал, а когда не приняли, так рыдал в коридоре, что ему предложили заниматься на фортепиано.

- Конечно, Айдар по традиционным меркам переросток, - говорит Гульнара Пак. - Сейчас ему 12 лет, а он только в третьем классе музыкальной школы. Вы прекрасно знаете, что дети в Алматы, Нур-Султане музыкой начинают заниматься очень рано, лет с пяти. Вообще, в крупных городах есть концертные залы, там другое отношение к музыке. Поэтому мы сейчас за Айдара очень радуемся, ведь он может участвовать далеко не во всех конкурсах, а только в тех, где градация не по возрасту, а по классам. Состязания - это единственный способ мотивировать ребенка.

Не секрет, что занятия в музыкалке, да еще на фортепиано, не особо популярны среди мальчишек. Одноклассники будут дразнить, почета в глазах девчонок это не прибавит, даже во дворе не сыграешь, как на гитаре. Но Айдар не просто занимался, он создал свой YouTube-канал, а побывав осенью на областном конкурсе в Караганде и получив там призовое место, первым делом отправил педагогу сообщение, которое разошлось в учительских чатах как мем: “Подберите мне, пожалуйста, теперь очень сложное произведение, я разучу, я справлюсь, может быть, даже четырехголосную инвенцию или Чайковского что-то. Можно не самое прямо сложное, но очень трудное. У меня получится”.

- Кажется, что это такие небольшие победы - областные конкурсы, вторые места, - рассказывает Гульнара. - Но на самом деле сейчас очень трудно преподавать музыку. Подходы к обучению изменились. На ребенка нельзя давить, нельзя заставлять, нельзя к нему прикасаться. У нас, например, чуть до суда не дошло, когда ученица пожаловалась, что педагог ей на плече показала, как должны работать пальцы, хотя все мы, пианисты, через это проходим. Многие вещи только физически можно ощутить. Родители говорят, что занимается ребенок для себя, но хотят видеть какие-то результаты. Поэтому и появляется огромное количество заочных конкурсов с дипломами-фантиками, обучение дискредитируется… А мне важнее всего, чтобы ребенок полюбил музыку. Особенно сложно пришлось во время дистанционного обучения. Я буквально завалила Айдара списком литературы, которую надо прочитать, музыки, которую надо прослушать. Просила записывать и рассказывать впечатления. Дошло до смешного. Когда после локдауна разрешили выходить на улицу, он признался, что ему неинтересно гулять с одноклассниками, не о чем говорить.

Piano Style - так называемый стилистический конкурс, в каж­дом туре надо было играть музыку определенного периода и выдерживать ее стилистику. Со всеми этими сложными заданиями Айдар справился, завоевал второе место среди учащихся детских музыкальных школ и даже получил приглашение на конкурс Primavera Romana в Риме.

Гульнара скромно умалчивает еще о нескольких дипломах своих учеников, полученных этой весной: на международном конкурсе “Венгерская рапсодия” ее ученик Дмитрий ЕМЕЛЬЯНОВ получил первое место, а фортепианный ансамбль в составе Айдара Шайхова, Дмитрия Емель­янова и Дианы ШТРЕЙХ занял второе место в международном конкурсе фортепианных ансамблей в Нур-Султане. Так что дистанционный формат не мешает энтузиасту делать чудеса и растить музыкальных звездочек. Даже в небольшом провинциальном городке.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Гульнарой ПАК, Алматы

Поделиться
Класснуть