1456

Музыка народная

Без консерваторского диплома и даже без слуха можно создавать необыкновенную музыку с новыми и необычными музыкальными инструментами. Причем родиться орудие творчества может из всего, что в доме плохо лежит. Например, из абсолютно немузыкальных и лишенных сценических притязаний… газовых баллонов. Именно их облюбовали для своего производства алматинцы Константин и Илья МОРДОВЦЫ, наладившие выпуск необычных лепестковых барабанов - глюкофонов.

Музыка народная

Сегодня в мастерской этого необычного тандема мастеров уже не свербит в носу от характерного запаха. Несколько лет отец и сын работали со старыми баллонами, затрачивая неимоверное количество сил и времени, чтобы избавиться от неприятного амбре и сделать свой инструмент безопасным. Запах вытравливали, выжигали. Теперь предпочитают работать с новыми баллонами. Не проходят отбор только емкости китайского производства - сталь тонкая.

Как звучит глюкофон? Да так же, как и выглядит. Совершенно космически! Впрочем, сыграть на нем при определенных музыкальных способностях можно практически любую мелодию. Правда, диапазон нот не самый большой - всего одна октава и еще по чуть-чуть с верхней и нижней. Но и родился он не для чопорных концертов, а для странствий и походов, для медитации в степи и релаксации на собственном балконе. Нередко глюкофон называют сыном ханга, хотя история его появления похожа на ремесло Робин Гуда: взять музыку у богатых и отдать ее бедным.

- Ханг появился в 2000 году в Швейцарии, - рассказывает Илья Мордовец. - Созданный Феликсом РОНЕРОМ и Сабиной ШЕРЕР этот тональный барабан сразу всех заинтересовал. Первые его образцы создатели продавали исключительно по резюме. И цена на них была такой же, как и мелодия, которую они производили, - космической. Позднее метод перкуссии, согласно которой и работает ханг, подхватили многие мастера. Теперь его производят едва ли не в каждой стране. Однако его стоимость все еще высока. Тогда и появился глюкофон, созданный доминиканцем Филлом ВЕГА, который соорудил лепестковый барабан из отслужившего баллона из-под фреона. Вега - музыкант и играет на всем, что под руку попадется, даже на картонных коробках. Очень красиво отстукивает. Его идею подхватили многие ремесленники. А цена меньше в десять раз, чем у ханга.

Впрочем, сама техника создания ханга и глюкофона отличается. Илья объясняет: для производства ханга металл растягивается молоточком, и за счет колебаний этой мембраны получается глубокий плывущий звук. На глюкофоне музыка вылетает через специальные лепестки-прорези, расположенные на одной чаше, резонируя с отверстием в другой.

Отец и сын Мордовцы производят глюкофоны уже больше пяти лет. Первый Илья сделал на пробу и так впечатлил друзей и знакомых, что кроить баллоны было решено уже на поток. Тогда на помощь сыну в его увлечении пришел отец. Константин, бывший гражданский летчик, уже на пенсии, и теперь его время безраз­дельно принадлежит производству музыкальных инструментов. Илья по образованию маркетолог, в пандемию остался без работы. Думал, вытянут ли семейный бюджет глюкофоны. И они не подвели.

Хотя, отмечают ремесленники, среди их заказчиков профессио­нальных музыкантов не очень много. Основной контингент - молодые люди, дети и пенсионеры. Илья рассказывает, что такую необычную развивающую игрушку родители заказали даже полуторагодовалому малышу.

- Ритм жизни увеличился. Людям бывает некогда пойти на курсы и выучиться игре на классическом музыкальном инструменте, а творчества хочется, - объясняют мастера популярность таких не­обычных музыкальных инструментов у населения.

Каждый космический инструмент звучит по-своему, а настраивается один раз на всю жизнь. Это Константин и Илья делают сами, хотя музыкального образования у мастеров нет. Илья играет на гитаре, отец - баянист. Настраивают душой, прорезая лепесточки разного размера - от этого зависит звучание ноты. Впрочем, все секреты мастера, конечно же, не рассказывают. И уверяют, что в каждой мастерской есть свои фишки: кто-то так облегчает себе работу, кто-то идет сложным путем в поисках идеального звучания.

Сломать глюкофон практически невозможно - баллонное основание в 3 миллиметра добавляет солидности.

- Но однажды нам все же принесли пришедший в негодность инструмент, - отмечает Илья. - Хозяин пытался изменить заводские настройки.

Поклонники необычного инструмента наделяют его теперь даже целебными свойствами, заверяя, что его вибрации способны вылечить многие недуги - от ожирения до мастопатии. У Ильи даже спрашивали, борется ли глюко-музыка с вирусами. На что мастер категорично заявляет: глюкофон не лекарство. Разве что для души.

Юлия ЗЕНГ, фото предоставлены Ильей МОРДОВЦОМ, Алматы

Поделиться
Класснуть