Знал бы Ротшильд…
Эстетская и неброская экспозиция открылась в музее искусств имени А. Кастеева в Алматы. Зал прикрыт от солнечных лучей, подобран музыкальный фон - все, чтобы зритель почувствовал исключительность момента.
Собрание рассказывает о европейской графике XVI-XVII веков. В зале офорты старых мастеров. Это уже не использующийся и в самом прямом смысле слова токсичный способ изготовления изображений, в основном для их тиражирования. Мобильников-то не было, а на пальцах о великих произведениях не расскажешь, вот и придумали, как делать оттиски с металлических клише - до пятисот с одного образца.

Интересная деталь: офорт существовал и как отдельный жанр графики, и как способ тиражирования. Например, в этом собрании очень много офортов, сделанных с самых популярных картин Рембранта ван РЕЙНА. Сам он не делал офорты со своих уже написанных картин, за него это делали другие уже после его смерти. Но художник любил офорт как отдельный жанр. Например, офорт “Нищий” не имеет версии “холст - масло”, и искусствоведы полагают, что эту скромную работу сделал сам мастер.

Большая часть представленного на выставке - это образцы из коллекции страстного московского коллекционера и офортиста Николая МОСОЛОВА, который в свое время соревновался с финансовым магнатом бароном Эдмондом РОТШИЛЬДОМ, кто сумеет заполучить себе интересный экземпляр. В наш музей эти офорты попали в 70-х годах прошлого века из фондов Пушкинского музея.
- Получается, что это графическая копии по мотивам сюжетов Рембранта? Даже авторство не всегда известно. Какой же в этом смысл?
- Эта техника уже не практикуется, клише утрачены, оттиски сделаны ограниченными тиражами - тут тоже есть деление на первые, последующие, - рассказывает куратор выставки Амир ДЖАДАЙБАЕВ. - Задачей было показать специфический жанр и настоящее мастерство. Мы работаем в музее, и то, к сожалению, редко видим такие образцы. А на них надо смотреть, учиться лаконичности, ювелирной работе. Мы специально включили в этом зале музыку, чтобы создать особую атмосферу и чтобы человек словно попадал в другое пространство. Обратите внимание: стены для контраста яркие, но солнечный свет в зале практически не присутствует. И сама выставка продлится недолго, не больше месяца, дольше нельзя - все оттиски сделаны на бумаге, а она желтеет от долгой демонстрации. Нам надо и не повредить эти образцы, и все же показать публике сокровища наших фондов.

Офорты, среди которых есть и авторские работы, например ДЮРЕРА или выдающегося французского графика Жака КАЛЛО, дополнены еще и книгами на соответствующую тематику из архива музея. Кураторы выставки пообещали, что в ближайшее время сделают онлайн-экскурсию по залу и расскажут все, что стоит знать об офорте, европейской графике и фондах музея искусств им. Кастеева.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО