Ярко и сакрально
Казахстанские художники рассказали, каким видят сегодняшний день страны
Выставка “Цвети, мой Казахстан”, открывшаяся в Музее искусств им. Кастеева, посвящена 30-летию независимости страны. Срез получился очень точным - все то, что мы хотим видеть, когда говорим о родине…
Кураторы выставки отмечают, что могли бы сделать ретроспективу из работ, находящихся в фондах музея, но хотелось увидеть богатую и разнообразную палитру высказываний именно про сегодняшний день. Поэтому к участию приглашали всех художников независимо от членства в творческом союзе, особенно рады были голосам из глубинки. Здесь нет уклона на корифеев, почти нет юбилейного пафоса. Зато налицо уход в мир мифов, символов, этнических кодов.
- Мы не пытались показать лучшее за тридцать лет, - рассказывает куратор выставки Лидия ДРОЗДОВА.

- Главное условие, по которому мы отбирали картины, - это должны быть свежие работы. Обратите внимание, здесь в основном 2020-2021 годы, за очень редким исключением. Конечно, это все про Казахстан. Мы все живем здесь, и других тем у нас просто нет. Все о нас, о предках, про нынешний день, про смену исторических моментов. В картинах очень много сакральности, мифов - буквально каждый образ пронизан некой архаикой. И, конечно, много размышлений о том, как мы живем, об этом нас заставлял думать весь прошедший карантинный год. Оказалось, что он пошел на пользу очень многим сферам культуры. Вот было отчетное собрание нашего профильного министерства, приводились цифры, и стало понятно, что за 2020 год все виды искусства достигли невиданных высот.

По сути, большинство картин можно смело датировать как 2010 годом, так и 2030-м. Наверное, это правильно, так и живет высокое искусство, поднимая вечные темы, перекликаясь с прошлыми веками. Но вот ведь какой парадокс: именно после этой яркой, сочной, исполненной сказок экспозиции захотелось соцреализма. Простых бытовых сцен с рабочими на заводах, колхозниками в полях. Чтобы разбавить сакральность обычной жизнью. Возможно, это проблема академической живописи - такой отрыв от будней, от простых лиц.

Да, и еще. Если прошлые поколения пользовались очень сдержанной палитрой, то независимость подарила нашим художникам буйство цвета. Такое ощущение, что краски до тех пор были под цензурой.
- Сейчас мы стараемся не применять к произведениям искусства каких-то критериев, - рассказывает заместитель директора музея Светлана КОБЖАНОВА.

- Главное для автора - выразить свое отношение, заставить зрителя поверить. И если во время становления собственной художественной школы мы все время оглядывались на европейские, русские академические традиции, то сейчас художники этого не делают. Источником вдохновения стало скорее народное творчество. Оттуда яркие краски, звучность цвета. Зачем тонкости, если можно просто открыто взять и заявить о себе? А уже получилось это или нет - решать даже не нам, искусствоведам, а потомкам. В любом случае цель достигнута: мы видим разные темпераменты, разные манеры, и все это вместе складывается в общую мозаику современного казахстанского искусства.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО