2122

Аркадий ЧЕРКАСОВ, настройщик: Моя работа не видна, но слышна

Ему не аплодируют на концертах, но без него не может обойтись ни один пианист. Музыканты называют Аркадия ЧЕРКАСОВА волшебником. Ему подвластно вдохнуть душу не только в фортепьяно, но и в орган. Аркадий - один из лучших настройщиков в стране. 16 лет он возвращает музыкальным инструментам красоту звучания.

Аркадий ЧЕРКАСОВ, настройщик: Моя работа  не видна, но слышна

Но было время, когда он даже и не думал об этой профессии.

- У меня дедушка играл на кларнете, мама - немного на фортепьяно, и, конечно, она хотела, чтобы я занимался музыкой, - рассказывает Аркадий. - После прослушивания в музыкальной школе педагог сказал, что у меня отличный слух, и предложил маме отдать меня на скрипку. заниматься музыкой мне нравилось, но судьбе было угодно, чтобы я пошел другим путем.

Аркадий родом из Тараза. Окончил Шымкентский музыкальный колледж и Алматинскую консерваторию по классу скрипки. Играл в оркестрах, ансамблях. На первом курсе консерватории начал интересоваться профессией настройщика.

- В музыкальном колледже им. Чайковского работал мастер с большой буквы Владимир МИШИН, и я пришел к нему: мол, хочу заниматься настройкой, - продолжает Аркадий. - Он посмотрел на меня и вдруг спросил: “Кто ты по гороскопу?” Я опешил от такого вопроса, но ответил, что Близнецы. Тут он выдал: “Близнецы настройщиками не могут быть”. Меня это задело, и я решил доказать, что еще как могут, и стал приходить каждый день. В итоге Владимир Дмитриевич начал давать мне небольшие задания, а потом позвал работать в мастерскую консерватории вместе с ним. Первое время мне доверили ремонт инструментов в консерваторском общежитии. Это был отличный опыт. Порой приходилось работать в стрессовом режиме. К примеру, у студента концерт, и ему нужно репетировать, а на пианино клавиши западают. И он смотрит на тебя как на спасителя.

Работа настройщика незаметна, но всегда слышна.

- Первое время, когда меня поставили настраивать концертные рояли, я сильно переживал и, сидя в зале на концерте, прислушивался к каждой нотке - не расстроился ли инструмент, - вспоминает мастер. - Я люблю неординарные ситуации, потому что они аккумулируют возможности настройщика. На один концерт подготовил инструмент по райдеру. Все хорошо, музыканты готовятся начинать. И тут выясняется, что на сцене будут играть два пианиста. Мне нужно было быстро подтянуть камертон второго инструмента к первому, чтобы в дуэте они звучали гармонично. В обычном режиме на это уходит час, а у меня было в два раза меньше времени! Начало пришлось чуть-чуть задержать, но все получилось, и концерт прошел на ура. А я вышел оттуда выжатый как лимон, но довольный своей работой.

- Фортепианный доктор должен обладать абсолютным слухом, чтобы лечить инструменты?

- Необязательно. Слух должен быть, но, скорее, особенный, гармоничный. Мастер должен улавливать правильные интервалы между нотами, что позволяет отличать благозвучие от неблагозвучия. В концертном инструменте более 20 тысяч деталей, и они должны слаженно работать. У меня хороший слух. Друзья иногда даже просят послушать звуки автомобильного мотора, чтобы определить, где стучит. Бывают и нестандартные ситуации. Как-то народная артистка РК Жания АУБАКИРОВА сказала, что на определенной ноте слышится какой-то шелест. Я посмотрел инструмент - все нормально. И тут мой слух уловил шелест жалюзи, которые двигались от потока работающего кондиционера. Я перестроил рояль выше камертона, и посторонний звук перестал быть слышим.

Для грамотной настройки помимо специфичного слуха и чутких рук настройщику требуется комплект инструментов.

- С опытом растет и количество инструментов, - говорит настройщик. - Когда я начинал, у меня все помещалось в дипломат. Сейчас у меня рюкзак с 15 килограммами инструментов. Настройка музыкального инструмента - это не только техническая операция по натягиванию струн, но и искусство, которое заставляет инструмент запеть. Например, у фортепиано более 80 клавиш, а количество струн варьируется до 220, и каждую настройщик должен уловить и отрегулировать. Даже самое незначительное отклонение и неточность в настройке - и виртуозная игра музыканта потеряет свою выразительность. Я люблю не только настраивать инструменты, но и реставрировать. Один из самых старых моих пациентов был 1867 года.

Аркадий Сергеевич - редкий специалист, который может работать не только с фортепьяно, но и с органом. Двух одинаковых органов в мире не существует: каждый инструмент имеет свой нрав и присущий только ему характер звучания, который зависит от величины инструмента и его диапазона.

- В органе может быть от нескольких сотен до нескольких тысяч труб, и каждую необходимо настроить. Это очень интересная и творческая работа. Однажды, помню, из-за перепада влажности орган стало клинить, и мне пришлось во время концерта сидеть внутри инструмента и следить, чтобы никакая нота не зависала, - рассказывает Черкасов.

В свободное время Аркадий любит ходить в горы, кататься на коньках и сноуборде. И, конечно, делится опытом с начинающими настройщиками, потому что у нас этой профессии не учат в вузах, а передают от учителя к ученику.

Надежда ПЛЯСКИНА, фото из архива Аркадия ЧЕРКАСОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть