1506

Злые, как питбули

Насколько кинематограф Казахстана пострадает от пандемии и карантина? Этот вопрос мы задали разным представителям киноиндустрии.

Злые, как питбули
Фото Владимира ЗАИКИНА

Съемки кино поставить на паузу невозможно, но пришлось это сделать. К тому же этот процесс зачастую привязан ко времени года. Например, осенью уже была начата работа над фильмом “Наш милый доктор-2”, и группа специально отсняла самые сложные постановочные павильонные сцены зимой. Предполагалось, что весной начнется работа среди типичных для Алматы цветущих яблонь. Кто же знал, что эти замечательные деревья весной увидят только гусеницы…

Впрочем, киношники не теряют оптимизма. На запланированные фильмы деньги есть, а дальше будет видно.

- В нашей индустрии практически все сотрудники фрилансеры, так что мы привыкли работать с перерывами, сезонно, - рассказывает режиссер Фархат ШАРИПОВ

- Сейчас все мы ждем разрешения начинать работу, запускать запланированные ленты, но пока ситуация некритичная. Другое дело, если она затянется до осени, но об этом не хочется думать. Уже сейчас понятно, что будут переносы сдачи фильмов, но бюджеты на запланированную работу есть, они никуда не денутся, а вынужденный простой даже дает прекрасный организационный бонус, ведь перед запуском фильма всегда огромное количество работы, но всю ее можно делать и дистанционно. Я думаю, что умные люди воспользовались этой паузой, чтобы улучшить подготовку. Для моей группы это был еще и долгожданный отпуск. Не могу сказать, что это хорошо, но и плохо точно не было.

- Казахстанским фильмам и так приходилось сражаться за место в прокатной сетке, а теперь самое хлебное весеннее время упущено и премьеры будут перенесены на осень, когда в листе ожидания будет очень много фильмов…

- Да, это так. Например, 4 июня мы планировали выпустить в прокат фильм “18 килогерц” - первую часть трилогии о молодежи. Прокат связан обязательствами с гигантами, и осенью или летом - я не знаю, когда откроются кинотеатры и когда люди рискнут их посещать - в первую очередь будут ставить в план как раз прокатный продукт мировых монстров, мы будем занимать лишь оставшееся свободное место. Американские блокбастеры просто не подпустят нас к кассе. Пока мы еще не можем диктовать условия, а нормативных актов, по которым именно отечественная продукция ставилась бы на первое место, у нас нет.

Впрочем, финансовую поддержку кино государство оказывает немалую: деньги будут выделяться и на коммерческое кино, и даже на авторское, задача которого - добывать не звонкую монету, а славу на престижных фестивалях.

- В конце марта мы получили второй транш по финансированию 13 кинопроектов первого питчинга, работа над которыми продолжается, - рассказывает председатель правления киноцентра Гульнара САРСЕНОВА.

 - Сейчас у нас готов фильм “Слепая любовь” (ОФ “Фонд Дениса Тена”) по сценарию Дениса ТЕНА. Одним из продюсеров этого проекта выступил Тимур БЕКМАМБЕТОВ. Первая часть картины - это необыкновенная, прон­зительная история любви двух молодых сердец. Вторая часть - документальная, рассказывающая об истории создания этой романтической драмы. Готов также фильм на историко-патриотическую тему - это приключенческая трагикомедия “Нартай” (ТОО Eurasia Film Prodution). На этой картине я выступила режиссером и продюсером. Близится к завершению фильм “Возвращение учителя” (ТОО Tanaris Production). Этот документальный проект, созданный режиссером и продюсером Сергеем АЗИМОВЫМ, посвящен творческому наследию великого аль-Фараби. К тому же сейчас уже завершен второй питчинг Государственного центра поддержки нацио­нального кино и решается, какие из отобранных заявок и в каком объеме получат финансирование. Самая тяжелая ситуация с анимационным кино, потому что качественное анимационное кино производится от двух до трех лет, иногда до пяти. А ситуация с финансированием на 2022-23 годы еще не ясна. Так что прогнозы делать сложно, но мы надеемся на лучшее.

Послабление карантинных мер, которое наступило с 25 мая, - это уже праздник для киношников: теперь можно заниматься подготовкой съемок не онлайн, а вживую.

- В это время по планам мы уже должны были снимать фильм по биографии Кажи Мукана, - признается режиссер Канагат МУСТАФИН

Канагат МУСТАФИН.

- Но не все подготовительные работы можно сделать дистанционно: подбор натуры, особенно в разных регионах Казахстана, костюмы надо мерить, щупать, видеть вблизи, чтобы понять, насколько они подходят. Вот сейчас мы всем этим и займемся, чтобы в августе приступить к съемкам. До карантина мы успели снять одну из зимних сцен фильма, остальные зимние сцены переносятся на будущее. Для нас сейчас большой вопрос еще и в том, когда будут открыты внешние границы страны, ведь Кажи Мукан полжизни провел за рубежом, и мы запланировали съемки в Баку, Минске, Ташкенте. Эту часть биографии из фильма не выкинешь, а в павильоне или на “зеленке” снимать слишком дорого. Так что если границы будут закрыты или если будет вторая волна вируса, то съемки отложим, пока все не нормализуется. Не хотелось бы… Знаете, какая у нас голодная и злая до работы команда? Они, как питбули, уже давно готовы вцепиться в съемочный процесс.

Актриса Самал ЕСЛЯМОВА настроена философски. 

У нее тоже сорвалась долгожданная премьера и все следующие за ней поездки на кинофестивали и киноконкурсы. Но Самал считает, что сейчас надо думать в первую очередь о здоровье.

- Нельзя сказать, что страдаю. Я понимаю, что все переживают примерно одинаковый сценарий. Но наша работа никуда не денется, просто меняются планы, меняется время их исполнения. Было бы здоровье - работа будет, кино будет.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены пресс-службой “Казахфильма” и из соцсетей, Алматы

Поделиться
Класснуть