4831

Оперная львица, или От Киркорова до Паваротти, от Гнесинки до Ла Скала

Анна ШАФАЖИНСКАЯ - оперная певица с мировым именем - рассказала корреспонденту “Времени” о том, какой розыгрыш устроил ей во время спектакля Лучано ПАВАРОТТИ, о своей дружбе с Филиппом КИРКОРОВЫМ и о том, что ее прабабушка - знаменитая укротительница львов Ирина БУГРИМОВА.

Оперная львица, или От Киркорова до Паваротти,  от Гнесинки до Ла Скала

Этой весной свой единственный концерт в Казахстане даст оперная дива, победительница 14 престижных международных конкурсов Анна Шафажинская. Та, что ступала на сцены Ковент-Гардена, Ла Скалы, Метрополитен Опера, Национальных и Королевских опер едва ли не всех стран мира.

Причем выступит певица не на столичной сцене и не в крупнейшем мегаполисе страны, а... в Костанае.

Какими же судьбами именно Костанай стал тем городом, куда согласилась приехать Анна? Не поверите, все благодаря старой дружбе. Шафажинская со студенческих лет поддерживает отношения с Игорем КОРОПЕЦКИМ - ныне солистом Костанайской обл­филармонии, а когда-то выпускником Московской академии музыки им. Гнесиных. Он пригласил ее выступить в своем родном городе, и она с радостью согласилась приехать сюда. А мне удалось побеседовать с ней накануне гастролей с помощью интернет-связи.

- Где я только ни была, но в Казахстане еще не пела, - говорит оперная дива. - Конечно, я хочу увидеть и почувствовать эту страну хотя бы на примере одного города. Тем более что несколько номеров в моем концерте будут исполнены совместно с оркестром и солистами костанайской филармонии. Мне все это очень интересно.

- Знаю, что вы одесситка. В документальном фильме “Интонации большой Одессы” вы снялись как большая звезда, не забывающая о своих корнях, и подтвердили это смешным рассказом о гастролях в родном городе…

- О да, это была фееричная история! Я очень волновалась. Перед выступлением на сцене Одесского оперного театра меня такая дрожь пробрала!.. И вот объявляют мой выход, а я немного медлю: мне нужны какие-то секунды, чтобы собраться. Выхожу и слышу, как на весь зал раздается громкий шепот: “Аня, мы здесь!” Это мой папа, сидевший в первом ряду, решил меня поддержать. Мне стало так смешно и легко одновременно!.. Вот в таких казусах вся суть моей родной неподражаемой Одессы.

- Да вы и сама та еще хохотушка, правда? А как ваш характер уживается с образом гранд-дамы из мира классического искусства?

- Знаете, я никаких образов себе не создаю. Я есть я. С возрастом становится понятней, что нужно представать перед людьми, какая есть на самом деле. Может, поэтому все мои друзья еще со школьных времен говорят: “Анка, ты совсем не изменилась! А где же твоя звездная болезнь?” Да о чем вы, милые? С какой стати мне чваниться? Вся жизнь моя проходит в театрах, и я одинаково хорошо общаюсь в них хоть с директорами, хоть с уборщицами. Это воспитание такое: мама у меня известная драматическая актриса Тамара ВОЛК, а отец Евгений ШАФАЖИНСКИЙ был капитаном черноморского лайнера. Он очень гордился мной, мне его очень не хватает…

- Ваша жизнь связана с постоянными гастролями в разные уголки мира, не приводит ли это к каким-то сбоям - в жизни, в личной психологии?

- Конечно, я человек занятой, но вот уже в течение почти года мне стало как-то легче жить. Я позволила себе отказаться от этой цыганской гастрольной жизни, когда просыпаешься и не сразу понимаешь, в какой стране ты находишься и на каком языке нужно будет петь сегодня вечером. Моменты, когда я желала премий и известности, уже в прошлом. Я уже везде была, и мне никому ничего не надо доказывать. Поэтому наконец решилась стать независимой: не состою ни в каких мафиозных театральных группировках, не принадлежу никаким сценам и независима от их менеджмента. Стала сама себе хозяйка, и сегодня выступаю уже не ради славы и денег, а для удовольствия.

- Но вы ведь все равно, так сказать, в обойме - востребованная певица…

- А я переключилась на личный проект. Вам первому из прессы рассказываю: это будет большое шоу на стыке оперного и эстрадного искусства. В проекте занята итальянская сторона - и артисты, и музыка. Также среди авторов один очень талантливый одесский композитор. Больше никаких карт пока не открою!.. Надеюсь только, что если новое большое шоу выйдет как надо, то мы приедем с ним и в Казахстан. Если пригласят, конечно.

- Аня, а почему вы в эстраду сразу не пошли после выпуска из Гнесинки? Все-таки, наверное, дело это более выгодное, чем опера?

- А я пошла, да еще как пошла! Меня туда изо всех сил тащил мой добрый друг и однокашник Филипп Киркоров. Его после выпуска из Гнесинки пригласили в Ленинградский мюзик-холл, а он меня сагитировал. Но я оттуда через несколько месяцев сбежала. Наврала, что дело срочное в Москве, взяла трудовую книжку - и на всех парусах обратно! Поняла: изо дня в день быть на вторых ролях и делать одно и то же не мое.

- Трудно ли было построить карьеру мировой звезды?

- Были моменты, когда казалось - все, крах. А на самом деле это были испытания, благодаря которым жизнь моя круто изменилась. В 90-х я была в составе большой труппы, которая повезла новый русский мюзикл в Канаду. И надо же было в этот момент случиться кризису. Банк, спонсировавший гастроли, рухнул. Европейская авиакомпания, лайнер которой доставил нас за океан, тоже. Девяносто человек остались без денег, билетов и жилья! На родине никто не спешил прийти на помощь. Узнав об этом, канадские журналисты сделали публикации о бедственном положении артистов (кстати, в мюзикле играли такие звезды, как Игорь ВЕРНИК и Марина ГОЛУБ). И, представьте себе, канадцы буквально разобрали нас по домам!.. В конце концов эта ситуация закончилась тем, что многие из нас получили канадское гражданство и возможность выстроить зарубежную карьеру.

Анна рассказывает, как она буквально одним пальцем набрала на печатной машинке свое резюме (500 экземпляров!) и разослала его во все театры и театральные компании Канады и Америки. Большинство этих посланий остались без ответа. Но удача все же улыбнулась ей. На конкурсе Лучано Паваротти она стала одной из трех тысяч (!) претенденток, которой великий тенор присудил Гран-при и пригласил играть вместе с собой в опере “Тоска”. До сих пор она считает это едва ли не чудом.

- О Паваротти я могу рассказывать долго, - говорит Шафажинская. - Было много смешных моментов. Я не знала, что Лучано любил устраивать розыгрыши на сцене. Представляете, во время выступления он поет: “О, эти сладкие, нежные руки!” - и тянет мои ладони к своему лицу (а по сюжету там бешеный накал страстей!), и вдруг я чувствую: на руку упало что-то маленькое, теплое и влажное. Смотрю - это леденец! Паваротти постоянно пользовался конфетками, чтобы горло не пересыхало. И вот из его рта леденец перекочевал в мою ладонь, а Лучано продолжает петь и следит за моей реакцией. Меня чуть не разорвало от смеха!.. Но надо продолжать свою партию. Как-то справилась - куда деваться! Кстати, на видеозаписи этого спектакля, если знать, что происходит, этот момент видно: и как я от неожиданности слегка дернулась, и как потом конфетка, проскользнув по плащу, со стуком упала на сцену.

Анна Шафажинская с Лучано Паваротти.

Шафажинская гордится своим родством с некогда знаменитой на весь мир дрессировщицей львов Ириной Бугримовой. И говорит, что чует в себе эту способность - укрощать. В основном она проявляется на сцене, когда нужно выйти и победить, зажечь публику. Но однажды во время заграничного отпуска Анна побывала в парке львов и поняла: она и гривастые звери одной крови. Как в “Маугли”. Грозные хищники играли с ней, как котята, а оперная львица в тот момент была снова счастлива. Возможно, ничуть не меньше, чем во время самых звездных своих выступлений…

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлены Анной ШАФАЖИНСКОЙ, Костанай

Поделиться
Класснуть