2770

Даже стариков играет молодёжь

Сенсационная премьера в Театре оперы и балета имени Абая: новый спектакль поставили всего за месяц!

Даже стариков играет молодёжь

“Работали практически сутками на грани возможностей как артистов, так и технических цехов спектакля”, - говорят артисты алматинского оперного. “Такое сложное шоу в Италии я мог бы поставить только в одном театре - в знаменитом миланском Ла Скала”, - признается приглашенный режиссер. И все это о премьере “Дона Паскуале”.

Зрители видят три спектакля в одном, потому что переносятся в разные эпохи, соответственно, меняются грим, костюмы, прически артистов. Декорации живут и дышат, двигаются. Главные герои играют в бильярд, поют в висящей в воздухе клетке, создающей сложный оптический эффект; через зал проходит похоронная процессия, и там же между рядами, лежа на полу, влюбленные поют и ласкают друг друга. Жаль, не всем видно. Вообще в этой опере невозможно закрыть от наслаждения глаза и кайфовать от музыки - происходящее на сцене постоянно держит в напряжении. Хотя сюжет предельно незатейлив.

“Дон Паскуале” Доницетти - традиционная комическая опера со всеми полагающимися штампами, как музыкальными, так и сюжетными. Сюжет, естественно, связан с любовью, путаницей и обманом жадного старика, желающего жениться на молоденькой. Историки оперы до сих пор спорят, какая по счету это опера Доницетти - то ли 64-я, то ли 67-я, и за сколько дней она написана: за 11 или 23. Очень плодовитый автор мог уехать отдыхать на озеро с прекрасной певицей и за две-три недели между делом создать оперу. Похоже, у нашей постановочной группы больше времени ушло на воплощение этого замысла - с приглашенным итальянским режиссером Матео МАЦЦОНИ они работали целый месяц. Изначально было решено в Год молодежи поставить спектакль для молодых и про молодых.

- Я себя считаю молодым до сих пор и очень хотел сделать такое шоу, которое было бы интересно как молодым зрителям в зале, так и молодым артистам, - говорит Матео.

Действительно, все роли исполняют самые молодые, стройные и красивые артисты театра. Режиссер даже растерялся, когда ему показали претендентов на роль старика Паскуале.

- Мне вообще очень повезло с артистами, - продолжает Матео. - У нас в Италии, если есть голос, ты можешь и не быть прекрасным артистом, главное - твои вокальные данные. Здесь же я встретил и певцов, и артистов в одном лице. Это восхитительно! Но спектакль я ставил про женщину, про главную героиню Норину. Она одна сильнее всех окружающих ее мужчин. Действие начинается в 1800 году, как и написано у Доницетти, затем переносится в золотой век итальянского кино, примерно в 1950-е годы, поэтому так много отсылок к Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, а завершается все в наши дни. Отдельно стоит отметить работу видеохудожника Луки АТТИЛИИ - он постарался не просто насытить шоу картинками, но и создать атмосферу с помощью визуальных эффектов.

Самое удивительное, что постановочная команда умудрилась при всех новшествах и почти хулиганских выходках очень нежно и бережно обойтись с оперой. Классическая опера-буфф привязана к типажам, маскам, и зачастую попытка осовременить ее, убрать эти шаблонные характеры разрушает очарование. Как произошло с тем же обновленным “Севильским цирюльником” на сцене Алматинского оперного. Но “Дон Паскуале” кажется безупречным. Интеллигентный легкий звук оркестра, хор, словно всю жизнь только и исполнявший итальянские скороговорки, артисты, играющие искрометные роли и при этом еще поющие. Ни пережатого форсированного звука, ни давления режиссера на зрителя, ни уж тем более сложенных на окладистом животе рук, чтобы эффектнее звучать. Главный вопрос: маэстро Маццони, это мы так хороши или вы гениальны?

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть