1516

За гранью эпатажа

Подлинные костюмы знаменитого танцовщика Рудольфа НУРЕЕВА смогли увидеть зрители, посетившие балетные вечера третьего фестиваля Ballet Globе.

За гранью эпатажа
На снимках: именно Рудольф Нуреев сделал мужские балетные камзолы короткими.
Рудольф НУРЕЕВ

В классическом балете “до Нуреева” сам танцор был скорее опорой для балерины, необходимым атрибутом спектакля. Рудольф же доказал не просто равноправие мужчин, а главенство Его Величества танца и таланта - как артистического, так и актерского. Он позволял себе шокировать и удивлять. Он любил себя и свое тело и, чтобы показывать все это, изменил сам подход к одежде на сцене. Вместо ненавистных мешковатых камзолов и штанишек, стыдливо прикрывающих бедра артистов, он стал заказывать себе легкие, короткие, открытые костюмы. Однажды, еще в Кировском театре, во втором акте балета “Жизель” Рудольф решил выйти в белом облегающем трико поверх специального балетного бандажа. Это был скандал! Смутьяна не выпускали на сцену, но он настоял на своем. И консервативная советская публика ахнула - все решили, что артист попросту забыл надеть штаны.

Благодаря такому отношению к костюму зрительно изменились пропорции танцоров, а публика любовалась атлетическим сложением. Что там камзолы классических спектаклей! Для таких совре­менных вещей, как знаменитый “Послеполуденный отдых фавна”, он выбирал полутрико телесного цвета, оставляющее столько открытого тела и так подчеркивающее скульптурную лепку мышц, что это тоже оказывалось скандалом. Он словно говорит: “Любуйтесь!” Больше балетный танцор не прячется благородно в тени танцовщицы, и уже не только ее прелестным ножкам аплодирует публика.
Кстати, в Алматы выставку костюмов Нуреева представлял его друг - художественный руководитель балета Национальной оперы Бордо и Фонда Рудольфа Нуреева Шарль ЖЮД (на снимке). Он рассказал о многих подробностях жизни артиста, о том, как по его просьбе передавал во время гастролей деньги семье танцора, как вывозил за границу кассеты с записями выступлений Рудольфа, сделанными в Советском Союзе.

После смерти Нуреева его имущество вызвало долгие судебные тяжбы между семьей и фондом и продавалось с аукциона: только в Нью-Йорке таким образом было выручено восемь миллионов долларов. В итоге после судов и торгов лишь небольшая часть наследия - костюмы, документы и личные вещи - попала на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале.
А шесть лет назад, в 2013 году, именно Шарль Жюд стал инициатором создания музея в музее. С тех пор в трех залах Национального центра сценического костюма в Мулене представлено собрание костюмов Нуреева и с помощью его личных вещей воссоздана обстановка, в которой он жил.

Эта скандальная история хорошо знакома любителям балета, но костюмы и правда поражают. Они шились из самых благородных тканей - шелк, бархат, батист. Но каждый предмет не выглядит как выставочный экземпляр, все это настоящие ветераны, хорошо поработавшие на всех сценах мира. Фотографии танцора дополняют и оживляют это удивительное собрание.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть