5083

Что у вас с головой?

Уникальный казахстанский мастер может выстричь из волос картину и даже портрет человека

Что у вас с головой?

Дидар АЛИЕВ - парикмахер высокого класса, занимается в основном обучением, а на досуге и для души делает хаир-тату. Именно так называется рисунок, выстриженный на голове. Причем профессионал никогда не скажет: стригу, а только: бью. Видимо, по аналогии с классическими татухами на коже. Еще Дидар не смог назвать своих учителей, потому что дошел до хаир-тату сам, и мы чуть было не придумали мировую сенсацию - мол, дорогой и модный прибамбас был изобретен в Казахстане. Но вовремя остановили столь пафосное желание.

- Я сам придумал хаир-тату, - рассказывает Дидар. - Такая идея появилась, как только я начал работать в двухтысячном году. В то время мы еще не сидели в Интернете и Инстаграме, так что я точно не подсмотрел идею у кого-то. Но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что все ноу-хау витают в воздухе. И в то время, когда я делал свои первые хаир-тату, в разных концах мира другие мастера тоже экспериментировали. Так очень часто бывает, что новое появляется сразу в нескольких местах. Вот в 2007-2009 годах я уже находил подобные работы на каких-то сайтах, мог сравнивать с тем, что делал сам.

По профессии Дидар… сварщик. В девяностых, когда парень окончил школу и думал о том, чем заняться, профессия должна была не столько приносить удовлетворение, сколько кормить. Кстати, чтобы стать сварщиком, заканчивали не кратко­срочные курсы, а проходили полный цикл обучения в профессионально-техническом училище. Затем можно было пойти на завод. Дидар трудился целый год.

Шуточный портрет итальянского коллеги.

- Я поработал год на заводе и понял, что это совсем не та профессия, которая приносит стабильный заработок, - вспоминает Дидар. - Люди спивались, получали травмы, зарплату нам выдавали натурой: то мясом, то продуктами. К тому же от сварки портится зрение. И я во второй раз задумался, чем можно заниматься, чтобы дело кормило не только меня, но и семью и чтобы можно было еще путешествовать. И решил стать классным парикмахером. Как показало время, расчет оказался правильным.
Наверное, не все так просто на самом деле. Потому что можно закончить курсы и навсегда застрять в дешевом салоне возле рынка. Дидар пожимает плечами, говорит, что повезло - его замечали и приглашали работать в хорошие салоны. Но уже тогда, в двухтысячных, он не стриг клиентов молча, а обязательно давал рекомендации, менял стиль, подсказывал, как лучше выглядеть.
Собственно, хаир-тату появилось от желания что-то сотворить. Страсть к рисованию была всегда, а тут задача подкупала сложностью технического решения и тем, что ничего подобного никто из коллег не делал. До сих пор Дидар - один из немногих в Казахстане мастеров хаир-тату. В прошлом году он принял участие в мировом чемпионате по парикмахерскому искусству в Париже. Тогда к привычным номинациям парикмахеров, визажистов, нейл-стилистов впервые добавился конкурс мастеров хаир-­тату. Дидар занял восьмое место.
- Этой осенью снова поеду - уже для того, чтобы победить. Для меня принципиально было принять участие в первом состязании, потому что я один из тех мастеров, кто первым начал бить хаир-тату. В прошлом году, мне кажется, еще само жюри было не очень готово к такому конкурсу, потому что оценивали не степень сложности, навороченность работы, а ее зрелищность. То есть не всем еще была понятна специфика. Я видел очень много потрясающих работ с трехмерным эффектом, с интересными идеями, которые не получили должной оценки.

Футболист.

Хаир-тату делают разными парикмахерскими машинками, белым косметическим карандашом можно оттенить детали рисунка при необходимости. Им же наносят и контуры. Эффектнее всего смотрятся рисунки на густых темных волосах. Работа трудоемкая: сложный рисунок занимает до пяти часов, а “проживет” на голове клиента лишь десять дней. Затем волосы отрастут, и картина постепенно исчезнет. Естественно, позволить себе такое удовольствие могут немногие клиенты. Чаще всего хаир-тату делают по какому-то поводу, например перед поездкой в отпуск: менеджер просидел полгода в офисе, а на законном отдыхе хочет чем-то выделиться из толпы, удивить окружающих, устроить себе праздник.
- Перед чемпионатом мира по футболу, который проходил год назад в России, один клиент попросил меня сделать на голове что-то связанное с футболом. Мы выбрали фигуру игрока, совершающего удар, и купола собора Василия Блаженного, чтобы подчеркнуть место проведения чемпионата. Очень люблю делать героев комиксов. К очередной премьере фильма по мотивам самых популярных историй я обычно кидаю клич в соцсетях и для души бью хаир-­тату на ком-то из желающих. Очень часто человек потом отправляется на премьеру в кинотеатр и становится там героем сеанса. А как-то раз ко мне обратилась женщина в возрасте, вернее, ее дочка попросила подстричь маму. Я сказал, что мам, бабушек и соседок не стригу, что у меня своя клиентура, это такой закрытый клуб, а хаир-тату вообще делаю исключительно под настроение. Но она уговорила меня. Я боялся, что произойдет конфликт поколений, все же женщина в возрасте. Мне неинтересно делать классику, а она неизвестно как воспримет авангард. Но бабушка собиралась ехать за границу, чтобы там тусить с внуками, и сказала, что я могу делать с ее головой все, что угодно, хоть наголо обрить. В результате получился очень интересный и стильный геометрический узор.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Дидаром АЛИЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть