2937

Красота, которая потребовала жертв

 

Сегодня в Алматы будут презентованы две удивительные книги, в том числе “Репрессированная архитектура - сталинские новостройки, творчество и судьбы архитекторов”.

Эта книга издана в рамках проекта “Карлаг: память во имя будущего” академии “Болашак”, и выход ее приурочен к Дню памяти жертв репрессий, который отмечается 31 мая.

Автор энциклопедического труда - искусствовед Елизавета МАЛИНОВСКАЯ (на снимке). Историей отечественной архитектуры она занимается практически всю жизнь, защищала по этой теме диссертацию еще в советское время. Причем такое научное изыскание было встречено неоднозначно. Чтобы собрать материалы, Елизавета Григорьевна перебрала все доступные фонды, старые газетные подшивки, вела переписку с семьями репрессированных авторов.
- Обратите внимание, как быстро был отстроен центр старой Алма-Аты, - рассказывает Елизавета Малиновская, - практически за пятнадцать лет! А все потому, что сюда ссылалось очень много людей, в том числе и архитекторов. Каждая стройка в городе была окружена большим забором, и работали там заключенные, репрессированные, высланные. Естественно, в этом случае его имя убиралось из проектов и вообще предавалось забвению, а это самое ужасное для профессио­нала!
Например, архитектор Ян СТАНКЕВИЧ - спроектировал очень много зданий в городе, в том числе дом стахановцев, дом отдыха Совнаркома. Но когда он на одном из проектов поставил свою эмблему - беркута, на архитектора пришел донос: мол, это не беркут, а орел, символ монархической Польши. Станкевича расстреляли… В какой-то момент меня стал мучить вопрос: а не было ли при лагерях конструкторских бюро? Информации об этом было мало, но мне удалось узнать, что действительно и при Долинке, и при многих других были свои КБ, в которых работали лучшие архитекторы страны. Конечно, им никто не давал делать большие проекты, они проектировали бараки, кошары, скромные дома, но все же это была работа по специальности, а не на рудниках. Но в любом случае все эти сведения, чертежи, проекты пришлось собирать по крохам, вытаскивать из забвения фамилии, и я очень рада, что наконец такое издание будет доступно для всех ценителей архитектуры.
- Вы так долго собирали историю зданий города. Наверное, сейчас очень тяжело смотреть на то, как строения обезображиваются и исчезают с карты города?
- Не могу передать, как это больно. Такое ощущение, что весь город распродан и новые хозяева делают в нем все, что хотят. Когда в Вене издавался каталог по советскому модерну, на его обложку попал наш Дворец республики! Но владельцы получили разрешение на переделку у одного из авторов проекта и обезоб­разили памятник архитектуры. Печально, что мы не ценим свою историю.

Автор изваяний физкультурницы и крестьянки для Дома культуры Бубомил ВАХЕН был расстрелян в 1937 году.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Елизаветой МАЛИНОВСКОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть