2897

Музыка навеяла...

Как вести себя в общественных местах: театре, музее, концертном зале?

Раньше хранительницами культурных традиций были седенькие бабушки с бисерными ридикюлями. Сейчас публика помолодела и, как говорят завсегдатаи общественных мест, сильно изменилась. Вместо дам в бархатных платьях нынешние храмы культуры имеют массового зрителя со всеми плюсами и минусами. Того зрителя, который как норму впитал эстетику кинотеатра и в зал привык входить с курткой наперевес и ведерком попкорна. А ведь главное правило посещения театра или концерта классической музыки - не мешать другим людям наслаждаться высоким искусством.

Кто не успел - тот опоздал

Казахстанский зритель опаздывает не только на свадьбы, но и на спектакли. Поэтому ни один театр в нашей стране представление вовремя не начинает. Академические залы дают фору минут в пять, экспериментальные и камерные залы - от десяти до двадцати минут.
В любом случае, покупая билет, стоит осведомиться, пускают ли в зал опоздавших. В больших театрах и концертных залах вы можете прийти хоть в середине спектакля. Правда, в этом случае сотрудник театра заведет вас в самую дальнюю от сцены дверь - на балкон или в задние ряды амфитеатра. А вот на малую и камерную сцену вас могут не пустить после третьего звонка. Иногда опоздавшему технически невозможно войти из-за расположения зрительских мест и аппаратуры. В этом случае вам могут предложить обменять билет на другое число, но могут и отказать в этом - на усмотрение администрации.
Ну и, конечно, опоздавший зритель деликатно садится на первое свободное место. Вполне допустимо сесть даже на ступеньки в проходе. Законное место в центре опоздавший может занять только после антракта. Хотя все чаще можно видеть, как припозднившиеся зрители, не стесняясь, ищут свое место, скандалят с занявшими его и устраивают собственное представление посреди спектак­ля.
Если вам необходимо выйти во время спектакля или концерта, то отправляетесь к самой дальней от сцены двери. Возле каждой дежурит сотрудник театра. Он поможет вам выйти, не распахнув портьеру и не скрипя дверью.
Проходя по ряду, стоит повернуться к уже сидящей публике лицом, а не филейной частью.

Наша байка
Ольга МАЛЫШЕВА, представитель пиар-службы театра “АРТиШОК”:
- Сейчас у театра две сцены. Недавно был такой случай: зрители невнимательно прочитали информацию на билете и при­ехали на малую, а не на большую сцену. Дверь была, естественно, закрыта, но они так настойчиво стремились попасть на спектакль, что сломали ручку и отодрали часть деревянной двери…

Совсем не мелочи

Существует прекрасная традиция ходить в театр с цветами и дарить их любимым артистам. Но опытный зритель обязательно вручит свое сокровище ближайшей к ряду сотруднице театра и получит его перед финалом. Зачем это делается? Чтобы не сопровождать весь спектакль скрипом оберточной бумаги!
И естественно, в театральный или концертный зал вас не пустят в верхней одежде и с напитками или едой. Этим дресс-код ограничивается. Одно время оперный театр пытался по примеру европейских стран запретить являться на спектакли в джинсах и шортах. Но традиция не прижилась. Кажется, сами иностранные гости и стали главными нарушителями. Но до сих пор зритель в модных рваных джинсах чувствует дискомфорт в этом зале.
По окончании спектакля артисты могут и два, и три раза выйти на поклон. Настоящий театрал дождется, когда сцена опустеет, и только после этого покинет зал. Если зрители встают со своих мест и аплодируют стоя - это не флешмоб и не желание быстрее уйти. Так театралы отмечают премьеры и особо удачные спектакли.

Гаухар МУРЗАБЕКОВА, руководитель ансамбля “Камерата Казахстана”:
- Солист, стоя на сцене, замечает все происходящее в зале. Но у него за плечами есть долгие годы учебы, когда он постоянно слышит от педагога: “Ни в коем случае не прерывать выступление!” Ты привыкаешь к тому, что на сцене такой момент концентрации, когда тебя сбить практически невозможно. Хотя понятно, что сейчас в зале совсем другое поколение, другие нормы поведения. Ушло самое главное: некий пиетет по отношению к выступающему перед публикой, к сцене, к музыке.

Наша байка
Сергей ПОГОСЯН, актер:
- Как-то я читал на авансцене монолог Гамлета, и тут у зрителя, сидящего в первом ряду, звонит сотка. Он, прикрываясь рукой, сгорбившись, шепотом ведет какие-то переговоры про трубы, вагоны, поставки. Сначала я внутренне возмутился, потом стал прислушиваться, в какой-то момент мне стало даже неловко: мужик тут серьезные проблемы решает, а я мешаю ему это нормально сделать…

Чума на эту вашу сотку

Перед любым спектаклем или концертом администрация театра обращается к зрителям с просьбой отключить звук сотовых телефонов. Это действительно стоит сделать, тогда вы не окажетесь в идиотской ситуации, когда в самый драматичный момент спектакля приходится шарить по карманам и сумкам в ответ на радостные позывные сотки. “Владимирский централ” или хит Нуртаса, звучащий между репликами чеховских героев, - это худшее, что может произойти на спектакле. (В Казахстане есть только один театр, где актеры радостно говорят, что зрители могут и не отключать телефоны. Это алматинский “Бункер”, расположенный в бомбоубежище, где нет сотовой связи.)
Сотовые телефоны - настоящий бич театров: с последнего ряда видно, что часть зрителей ковыряется в смартфонах, а светящиеся экраны сильно мешают соседям. Обычно нарушителей пеленгуют сотрудники театра, подходят и просят выключить сотки.
Впрочем, на многих экспериментальных сценах сотовый телефон становится частью действия: вам могут прислать на него сообщение, будут рады, если вы запишете короткое видео со спектакля и выложите в соцсети.

Музеи и картинные галереи

Здесь немного проще. Старшее поколение еще помнит времена, когда для посещения Музея им. Кастеева выдавались… войлочные тапки, чтобы не царапать паркет и бесшумно передвигаться по залам. Нынче тапок нет, но громкие звуки не приветствуются, так же как и бегающие дети. В том и другом случае к вам подойдет сотрудник музея и попросит соблюдать правила.
При входе в музей стоит уточнить, разрешена ли фотосъемка в его залах. В большинстве казах­станских музеев это делать до сих пор запрещено. Считается, что вспышка камеры может вредить бесценным полотнам. Впрочем, в дни вернисажей, то есть открытия очередной выставки, это правило не действует, и можно селфиться сколько угодно хоть с каждым шедевром. То же самое относится к специальным акциям вроде “Ночь в музее”. Кстати, в дни вернисажей и во время спецакций посещение музеев бесплатное.
Естественно, категорически запрещается трогать музейные экспонаты.

Браво, бис!

После окончания спектакля или концерта можно дать волю эмоциям, покричать и даже поулюлюкать. “Браво” и “брависсимо” означают высшую степень эстетического удовольствия. А вот “бис” - это просьба повторить. Обычно, если зал долго бисирует, дирижер усаживает оркестр и выдает милую попсовую штучку на десерт. Кстати, если оркестранты постукивают смычками о пюпитры, то это означает, что музыканты аплодируют дирижеру.
Взорваться восторгом допустимо и после особо яркого соло музыканта, танцора или вокалиста. Короткая волна “браво” и аплодисментов вполне уместна. Но вот выступление коллектива (оркестра или хора) таким образом прерывать не принято.
Вообще, концертный зал - это настоящая засада для неопытных меломанов. Классическое произведение, как правило, состоит из нескольких контрастных частей, но аплодировать между ними не принято. Дабы избежать конфуза, ведущий перед началом сообщает о технических подробностях: симфония в четырех частях или сюита в семи частях. И дирижер между частями не опускает палочку, давая понять, что произведение не завершено. Аплодировать можно лишь по окончании исполнения.

Самый сложный вопрос

Можно ли уходить со спектакля, если он не нравится? Это не преступление. Да, вы потревожите соседей, но в этом случае ваши действия оправданны. Сами актеры признают за зрителем право покинуть зал.

Ляйлим ИМАНГАЗИНА, руководитель оперной труппы ГАТОБ им. Абая:

- На самом деле люди, не умеющие вести себя в театре, - это мировая проблема, а не только наша. Зритель не видит разницы между классическим залом и кинотеатром и готов брать с собой попкорн. Отчасти мы сами в этом виноваты. Я говорю сейчас об оперном театре. Мы упорно сражались за публику, убеждали, что опера - это не сложно и не страшно. Мы хотели увидеть массового зрителя. И… мы его получили. Теперь надо воспитывать. Если помните, в советское время были культпоходы. В театр и на концерт отправлялись классами, отделами, цехами, но людей к этому готовили: рассказывали о программе, правилах поведения. Мы, школьники, старались подготовиться, прочитать что-то по теме, узнать о спектакле до самого зрелища. А сейчас этой системы нет. С другой стороны, я вижу, что в оперном все чаще появляются молодые люди в бабочках, строгих костюмах, девушки в платьях в пол. Да, много людей случайных, это особенно видно по галерке, но кто-то из них, попав один раз, становится нашим зрителем и постепенно понимает, как себя вести.

Вредные советы администраторов нашему зрителю
(Авторство неизвестно.
Распространялось в Алматы)

Дорогой, любимый зритель!
Не забудь прийти попозже,
Опоздай минут на тридцать,
Хлопни дверью посильней.
Поздоровайся с друзьями,
С теми, что уже расселись.
Это ведь и вправду важно,
А спектакль подождет.
Прихвати с собою пиво:
Как начнется представленье,
Не стесняйся, бегай смело
В туалет и за водой.
И во время лицедейства
Позвони своим соседям -
Что же может быть важнее
Телефонного звонка?!
Постарайся все отфотать,
Разумеется, со вспышкой,
Не волнуйся, это точно
Не мешает никому!
Ну а если ты решился.
Все же поступить иначе,
Смело званье “Лучший зритель”
Ты на грудь себе повесь!

Опрос в тему
Что больше всего отвлекает вас в театре или на концерте?
- Опоздавшие зрители
- Те, кто пользуется смартфонами
- Одетые неподобающим образом
- Меня не волнует, что делают и как выглядят окружающие
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Считаете ли вы, что новый формат адресной социальной помощи эффективнее, чем старый?
Да, это позволит избавиться от иждивенческих настроений ..........6%
Нет, этих сумм недостаточно для нормальной жизни....................81%
Не знаю..................................................................................................13%


Поделиться
Класснуть