Играют все!
В течение двух дней россиянка Наталья ГАРАНИНА (на снимке) учила алматинских актеров и людей с нарушениями слуха и зрения создавать инклюзивный театр.
Это одна из групп лаборатории “Действие буквально”, и в ее реализации помогают специалисты российской Ассоциации деятелей инклюзивного театра. Мы поприсутствовали на занятии, которое проводила Наталья Гаранина, заслуженный артист Российской Федерации, актриса Екатеринбургского театра кукол, ведущий педагог театра “Инклюзион” фонда поддержки слепоглухих людей “Со-единение”. В феврале еще один мастер, Борис ПАВЛОВИЧ, приедет заниматься уже с людьми, страдающими ментальными нарушениями: аутизм, синдром Дауна. В итоге всех этих усилий, возможно, в Алматы появится инклюзивный театр.
Напомним, год назад казахстанская публика была потрясена спектаклем артистов из Армении “Не оставляй меня”, в котором вместе с профессиональными актерами играли ребята, имеющие различные диагнозы. То есть направление инклюзивного театра работает не только как арт-терапия для участников, но и как полноценный шоу-продукт, причем очень успешно.
Для участия в лаборатории “Действие буквально” организаторы приглашали взрослых людей, разыскивая желающих с помощью сарафанного радио.
- Дело в том, что, как правило, с фондами и специальными организациями работают те инвалиды, у которых есть какие-то проблемы, - рассказывает одна из организаторов этой встречи Ольга МАЛЫШЕВА (на снимке). - Тот же, кто устроился в жизни, нормально работает, имеет семью, они зачастую не стараются получить поддержку подобных сообществ. Приглашаются взрослые люди, потому что это не трактуется как арт-терапия и у таких занятий нет лечебных или психотерапевтических задач. Единственная задача - сделать театр доступным для всех.
То, что происходит на тренингах, - это пока просто попытка работать в одном пространстве, понимать друг друга, помогать партнерам. Простые упражнения на ощущение дружеского локтя, на умение выразить себя, свои чувства.
- У вас очень интересные ребята! - говорит Наталья. - Особенно мне нравится, как работают незрячие: у них очень богатая фантазия. Сложнее с теми, кто плохо слышит. Они все пытаются рассказать языком жестов. Наверное, им необходимы индивидуальные занятия: они могут общаться и без жестов, надо просто не бояться этого.
Наталья в Екатеринбурге ведет постоянную группу слабовидящих и слабослышащих ребят. Стартовала эта программа всего год назад, и до полноценного спектакля еще как минимум год серьезной работы. Но педагог уверена, что такая практика очень полезна и самим слабовидящим и слабослышащим, и актерам, которые с ними работают. Потому что им на сцене приходится не только следить за собой, но еще и очень тонко чувствовать партнеров, помогать им реализовать режиссерские задачи:
- Я заметила, что люди в результате такой работы сильно вырастают профессионально и в человеческом плане. Они становятся более внимательными, чуткими. Что касается полноценных спектаклей - если получается хороший продукт, то и зритель получит то, за чем приходит в театр!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО,фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы