Балхашская опера
Дети казахстанского композитора Еркегали РАХМАДИЕВА (на снимках) до сих пор удивляются, как их отец все успевал. Как умудрялся сочетать творчество, работу и дотошную заботу о домочадцах?
Например, он мог уехать на несколько месяцев на Балхаш, чтобы там, в домике без удобств, в уединении написать знаменитую оперу “Абылай хан”. А мог забрать шестерых внуков и вместе с женой на том же озере и все так же почти без удобств сочинить для них незабываемое лето. При этом дед оказывался хитрым экономистом и дальновидным педагогом: доллар в качестве вознаграждения полагался тому из детей, кто проплывал сто метров, подтягивался необходимое количество раз, прочитывал положенные страницы. И через два месяца родители получали окрепших, загорелых, научившихся плавать и осиливших изрядное количество книг детей. До сих пор младшее поколение в этой семье дружит своим отдельным сообществом и даже имеет собственный чат, в который родителям вход заказан.
Ныне здравствующая жена Еркегали Клара, дочка Жанаргуль с детьми и сын Едиге, известный казахстанский скульптор, живут в Казахстане, а дочь Найля уже почти тридцать лет живет и работает в Бишкеке. Кстати, именно она чаще всего как профессионал соприкасается с папиным творчеством: Найля режиссер, а поскольку училась в музыкальной спецшколе, то работает с молодыми вокалистами, будущими солистами оперного театра. Также Найля часто ставит концерты, в том числе и посвященные творчеству папы. А в ближайшие недели в Астане со студентами Национального университета искусств начнет работу над оперой Рахмадиева “Камар-сулу”.
- Когда мы были маленькие, то спокойно относились к тому, что папа - композитор, - рассказывает Найля. - Нам шили платья к папиным премьерам, брали в театр или в концертный зал, и наша задача была досидеть до конца представления, хорошо себя вести. Это уже потом пришло понимание папиных заслуг. Но я и сейчас не могу осознать феномен профессии: как может человек иметь не только особый дар, но еще и столько навыков, чтобы придумать музыку, распределить ее между разными инструментами, заставить проникать в душу.
Про другого композитора сказали бы: везунчик, уж слишком он был обласкан во все времена. Переходил из кресла ректора консерватории на должности председателя союза композиторов, депутата, министра культуры, но назвать его функционером не получается - слишком много времени он посвящал музыке, успел создать множество произведений и ничего не сделал, чтобы продвинуть своих детей. Принципиально не посылал в загранкомандировки, даже когда это было возможно, не помогал подыскать помещение, если затевали свои проекты, не старался замолвить словечко. Стыдно было - ведь люди сразу поймут, что он пользуется положением.
- Сейчас я думаю: когда он все успевал? - рассказывает Найля. - В шесть утра мы просыпались оттого, что он работал за роялем, сочинял музыку. Творчеством удавалось заниматься до восьми утра, а к девяти он уже уходил, и всегда у папы было две-три работы, несколько интересных проектов.
- Еще он обязательно каждый день в любую погоду или бегал, или совершал длительные прогулки - так было после того, как в возрасте семидесяти трех лет его сбила машина и он уже не мог бегать, - вспоминает Жанаргуль.
Обе дочери так и не поменяли фамилию, выйдя замуж. Мужья с уважением отнеслись к такому решению, а муж Жанаргуль даже дал согласие на то, чтобы их дочь носила фамилию знаменитого деда.
- Меня папа не отдал учиться музыке - пожалел, - смеется Жанаргуль. - Уж слишком я была болезненной и слабой. Вот он и решил, что я не выдержу таких нагрузок. Но все равно моя профессия была связана с миром искусства - я получила диплом журналиста и долгое время работала в редакции музыкальных программ на казахстанском телевидении. Потом хорошее знание английского помогло уйти совсем в иную сферу: частный бизнес, работа в банке.
И Найля, и Жанаргуль сходятся в том, что их маме очень повезло с мужем.
- Она до его ухода из жизни не знала, как оплачивать коммунальные услуги, - говорит Жанаргуль. - Никогда не покупала себе украшений, одежду. Папа прекрасно знал все ее размеры и, поскольку частенько бывал за границей, привозил ей и одежду, и обувь, всегда умудряясь выбрать именно то, что нужно. Найля всегда просила папу привезти модную одежду, джинсы. А я не заказывала что-то определенное, и он привозил на свой вкус: то серебряное украшение, то бокалы из оникса. Теперь эти вещи у нас хранятся как семейная реликвия.
Жена Рахмадиева Клара филолог по образованию. Она работала в Академии наук, потом преподавала русский язык и литературу в музыкальном училище им. Чайковского. А за несколько лет до пенсии Еркегали потребовал, чтобы она оставила работу и нянчила внука, сына Жанаргуль, - считал, что домашнее воспитание лучше садика.
Из десяти внуков (шестеро детей в двух браках у Едиге, по двое у Найли и Жанаргуль) никто не пошел по стопам деда. В большей степени у них проявилась склонность к визуальным видам искусства. Среди выбранных внуками сфер применения талантов документальное кино, создание компьютерных игр, предпринимательство, международные отношения, теория искусства, аналитика финансов…
- Слушают они музыку дедушки?
- Да. Еще и нам скидывают ссылки, когда находят интересное исполнение его произведений. Вообще, внуки очень тяжело переживали уход дедушки из жизни, потому что у них была особая близость. Папа всегда говорил: “Я вам в свое время мало времени уделял, а внукам хочу дать гораздо больше”. При этом он нам категорически запрещал повышать голос на детей, - говорит Жанаргуль.
А Найля вспоминает, как отец заботился о мелочах. Например, водил подросших дочек в ресторан, чтобы они знали, как себя вести в подобных местах.
- Музыка в советскую эпоху была таким же идеологическим инструментом, как и другие виды искусств. Ваш папа тоже прославлял партию и советскую Конституцию...
- Он не был ни диссидентом, ни ура-патриотом. Всегда оставался адекватным человеком и писал очень качественную, хорошую музыку. Опера “Песнь о целине”, написанная по книге Брежнева и поставленная к официальному визиту генсека по случаю празднования шестидесятилетия
КазССР - очень сильное произведение. Эту оперу возили и в Москву, и в Ленинград. Роль Брежнева исполнял Ермек СЕРКЕБАЕВ, главного героя - Алибек ДНИШЕВ. Сейчас из-за идеологической подоплеки эта опера оказалась незаслуженно забыта, к сожалению. А вот оратория “Поэма о Конституции” на слова Жамбыла ЖАБАЕВА была немного переделана (из нее убрали слова про партию) и до сих пор исполняется.
Из нашего досье
- Еркегали Рахмадиев родился в 1932 году, ушел из жизни в 2013-м.
- Народный артист СССР и Казахской ССР, Герой Труда Казахстана, автор пяти опер, шести кантат, огромного количества произведений практически во всех жанрах музыки.
- Написал музыку к фильмам “Транссибирский экспресс”, “Конец атамана”.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлены Жанаргуль РАХМАДИЕВОЙ, Алматы