Вячеслав АРТЕМЬЕВ, общественник: Хотя бы помнить...
Этот удивительный человек не пропускает ни одного из шести традиционных марафонских забегов в Алматы: бежит на Новый год, в апреле, преодолевает по ступенькам лестницы на Медеу. Причем каждый раз надевает особую майку, где написано название объединения, которое он возглавляет: Алматинская городская организация бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Таким необычным образом он хочет привлечь внимание к своим подопечным и очень удивляется, что общество равнодушно к людям со сложной судьбой.
Подобные сообщества есть во всех крупных городах России, в странах СНГ. Узники фашизма, живущие в Алматы (а это единственная подобная организация в Казахстане), объединились двадцать девять лет назад, и конечно, тогда их было гораздо больше.
Сам Вячеслав родился уже после войны - ему сейчас 68 лет. Был и остается коммунистом с восемнадцати лет. Говорит, что именно с советской эпохи осталась вот эта установка - помочь тем, кому трудно, кто нуждается в поддержке и внимании. Поэтому он постоянно вникает в дела и проблемы ветеранов.
Блокадники (есть и такое объединение) тоже хотели бы видеть его своим лидером, но Вячеслав выбрал именно узников концлагерей, потому что там его помощь особенно нужна.
- Их сейчас осталось всего пятьдесят три человека. И вокруг них словно какой-то вакуум общественного внимания, - переживает Вячеслав. - Я рассылаю письма с просьбой о спонсорской помощи, поддержке в разные организации, но зачастую даже не получаю ответа. Мне это странно - корреспонденция уходит на бланках со всеми положенными реквизитами, то есть по закону нам должны ответить, причем в определенный срок. Ну или хотя бы по-человечески перезвонили бы: мол, пока помочь не можем, но желаем здоровья, оптимизма, надежды на будущее...
Чем может помочь человек в возрасте, не бизнесмен? Кажется, немногим. Вячеслав развозит продуктовые пакеты так называемым немобильным подопечным, беседует с ними, организует встречи в школах и на предприятиях. А еще обязательно поздравляет с днем рождения открыткой.
- Я тоже думал поначалу, что открытка - это ерунда. Но не всех пожилых людей и по телефону кто-то поздравляет с днем рождения. А открытку они показывают соседям, знакомым. Очень гордятся и оставляют ее на память. Даже такое внимание важно ветеранам. Кстати, у нас весь октябрь проходит под знаком пожилых людей, каждый районный акимат проводит какие-то мероприятия. Обычно это приглашение ветеранов в кафе или пакеты с гуманитарной помощью в виде продуктов питания. Но охватить каждого нет возможности, это понятно. С другой стороны, язык не поворачивается обвинить власти в излишнем внимании к фронтовикам, но эта категория ветеранов действительно очень обласкана: тут и госпособия, и разовые выплаты города и государства на 9 Мая, и шефская помощь от поликлиники, школы и двух-трех частных организаций, к которым прикреплен бывший фронтовик. А вот узникам и блокадникам такого внимания нет. Может быть, это из-за того, что на нашей территории не было военных действий и мы не знали оккупации, не представляем ужасов, которые пережили люди, побывавшие в концлагерях?
Рассказывать о прошлом подопечные Вячеслава не любят, вернее, просто не могут - обычно начинают плакать от воспоминаний. Поэтому на встречах больше говорят о том, как закаляется характер, как прекрасна жизнь, а не о том, что пережили, когда были маленькими. Но как раз воспоминания сейчас главная цель Вячеслава.
И открытки, и спонсорские подарки - это хорошо, но важнее всего, считает он, найти возможность записать рассказы всех еще оставшихся в живых членов небольшого сообщества. Пусть не полноценная книга, но хотя бы брошюра, которая останется детям бывших заключенных концлагерей, попадет в школы, библиотеки. Чтобы сохранить что-то в быстро меняющейся истории. Вот с этой просьбой Вячеслав сейчас обзванивает литературные школы, факультеты журналистики. Предлагает найти добровольцев и записать воспоминания ветеранов, пока еще это можно сделать... И опять тишина. Слишком легко мы отказываемся от опыта прошлого.
И еще об опыте прошлого. 7 ноября, которое многие помнят как день, когда произошла Октябрьская революция, Артемьев обязательно будет отмечать.
- Что бы там ни говорили, но эта революция во многом изменила мир. И не зря великими называются две революции: Французская и Октябрьская. Зачем же отвергать опыт, который нам дало это событие? Давайте праздновать или хотя бы помнить, что произошло.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы