1030

Он играет как умеет

В Алматы прошли гастроли уникального театра одного актера, режиссера и автора из Кокшетау Роберта ЯНКОВСКОГО (на снимках).

Дело было в подвале на маленькой сцене ну очень независимого театра “Бункер”, и зрителей в зале набралось немного - человек двадцать. Хорошо, что хоть они пришли. Потому что театралы высказывали мысль: “Чем он рассчитывает удивить южностоличную публику? Да еще моноспектакль! Скорее всего, это самодеятельность не самого высокого уровня”.
Роберт волновался, хотя старался не показывать вида. Но когда вышел на сцену, сделал невероятное. Это действительно самодеятельность: у него нет ни диплома режиссера, ни актерского образования. Более того, он не пользуется чьими-то текстами, а предпочитает рассказывать истории обычных казахстанцев, в которых все очень заурядное и знакомое: наши города, девятиэтажки, привычки... Свой текст он пишет сам для единственного актера - самого себя. А потом выходит и играет. Незнание новомодных тенденций для него тоже не помеха. Оказывается, зритель очень соскучился не по творческому поиску, а по обычной человеческой жизни, которой в его спектаклях с избытком.

Да, профи могут формально отнести это к театру историй, найти отсылы к Евгению ГРИШКОВЦУ, фыркнуть от прямолинейности, от отсутствия хоть какого-то набора стандартных приемов, но все это работает вопреки критикам. Возможно, потому, что это театр личности. Причем его собственная история сама по себе достойна сцены.
- Я из неблагополучной семьи, - рассказывает Роберт. - Вернее, это была очень интеллигентная семья, но в девяностые годы родня разъехалась, привычный мир рухнул, мама запила… Дважды я оставался на второй год и в итоге окончил семь классов школы, вот и все мое образование. А потом провожал друга в армию и...очнулся уже в части, где остался служить. Там мне и документы сделали. Кстати, для меня это был очень хороший опыт. Потому что в армии не было подвалов, чердаков и сомнительных компаний. Там я и курить бросил. Я бы и дальше служил, если бы мне не хотелось семьи и обычной гражданской жизни.
Роберт уже 15 лет как женат и имеет за плечами большой жизненный опыт. Одно время занимался изготовлением тортов в Алматы, и одна из его работ даже получила приз зрительских симпатий на конкурсе в Италии. Продавал косметику, потом начал писать небольшие сценарии для детских юмористических программ.
А два года назад попал в театр. Первый раз в своей жизни:
- Я подумал, что тоже вот так смогу. Я как раз писал книгу и читал из нее отрывки брату, вот он и предложил: почему бы не сделать из этого спектакль? И я сделал его за 47 дней. Арендовал зал, начал продавать билеты, параллельно репетировал и только тут услышал, как фальшиво звучит все, что я говорю на сцене. Если бы я знал, как сложно сделать спектакль, не стал бы с этим связываться. Может быть, я бы и после первого раза прекратил, но на премьере произошел такой случай: один дедуля, осветитель филармонии, во время аплодисментов вышел на сцену, чтобы меня обнять. Зрители поду­мали, что так положено, и тоже пошли обниматься. В зале было почти 200 человек. И я понял, что делаю хорошее дело.
Затем появилось еще три спектакля, сейчас готовы тексты еще к четырем. Пока Роберт выступает на квартирах, в кафе и камерных залах. Причем в небольших городах собирает больше публики, чем в избалованных столицах. Но наде­ется, что рано или поздно прим­кнет к какой-то труппе. А пока, узнав, что у молодого человека нет образования, ему обычно советуют подучиться.

- В маленьких городах большой голод по театру, а в больших люди хотят понимать, куда идут. Я не знаю, к какому течению отнести то, что делаю. Просто мне это нравится. Да, мои спектакли бывают наивными и добрыми, как старое советское кино, но мне кажется, что люди сейчас просто устали от негатива.
Спектакль “Вершина первая и вершина последняя” начинается с легкого трепа за жизнь, про то, как в соцсетях находят старых знакомых, появляются хобби. Как человек ставит перед собой цель и идет к ней, а в тот момент, когда выбранная вершина уже почти рядом, судьба подкидывает сюрприз и меняет все планы. И приходится цепляться за жизнь, искать выходы. И пока они у человека есть, он живет. Заканчивается спектакль уже прямым обращением к зрителям: “Будьте счастливы!” Да, наивно, но почему-то у большинства сидящих в зале к этому моменту глаза уже мокрые...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть