Сцена не терпит суеты
Пять артистов-любителей плюс профессиональный актер в роли режиссера - и получается блестящий спектакль “День, когда Дэн дал дуба”, который любительским назвать никак нельзя.
И это действительно так. Спектакль поставлен по пьесе шведского драматурга Расмуса ЛИНДБЕРГА. Поставлен хитро: пять стульев, пять героев, пять характеров. Их монологи и диалоги переплетаются контрапунктом и дополняют друг друга. Иногда действующие лица обращаются к сидящим в зале, могут даже попытаться пригласить на свидание. Впрочем, не об этом речь.
Это тот самый современный, но понятный театр, по которому тоскует зритель. Он может существовать в любом помещении, поскольку декораций не требуется, и каждый сидящий в зале зритель будет оскорблен, если этих актеров назовут непрофессионалами. Такое право есть только у режиссера Антона ДУКРАВЦА (на снимке):
- Изначально был костяк людей, которые посещали разные актерские тренинги, - рассказывает он. - Обратились они и ко мне, и я сказал: сколько можно тренироваться, лучше поставьте спектакль. Но только не со мной, потому что мне некогда, нет денег для этого занятия, нет пьесы. Они нашли все и пришли снова. Честно говоря, у меня был режиссерский опыт с пьесой iCitizen, которую ставили тоже с непрофессиональными актерами для фестиваля “Откровение” в 2014 году. Тогда мою работу раскатали катком, и с критикой я согласен. После этого желания что-то ставить больше не возникало. И с ребятами я поначалу работал с неохотой.
- Что труднее - быть актером или режиссером?
- Поначалу возникало желание разделиться на пять частей и всем показать, как надо играть! Режиссеру ведь всегда кажется, что это очень просто сделать. Актеру сложнее, потому что он выходит на сцену и будет отвечать за все, что там делает. Вот когда ты сам выходишь на сцену - тут и начинаются трудности.
Сюжет выбранной пьесы мог бы быть другим, без Дэна, который дал дуба, потому что в этом пронзительном спектакле важна не канва, связывающая героев в плотный узел, а какое-то полное обнажение их собственных чувств. Кто-то хочет быть счастлив сейчас, кто-то мечтает вместо проповеди снять штаны, кто-то хочет просто пожить, но узнал страшный диагноз. У истории, по сути, нет логического начала, как не может быть и логического конца, лишь распутывание одних узлов и затягивание других.
Из плохих новостей только одна: “Нетеатр” - это не постоянное объединение, которое могло бы регулярно выдавать новые спектакли, это лишь повод почувствовать себя чем-то цельным. Так что, если завтра под этим брендом выступят еще десять самодеятельных коллективов, никто не укажет им на нарушение авторских прав. Жаль. Потому что хочется еще театра именно от этих пяти непрофессионалов и Антона.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы