2810

Если б я была царица...

Девушка с улицы может стать новой звездой казахстанского кино, сыграв роль царицы Томирисв одноименном фильме. До 30 сентября на киностудии “Казахфильм” будет проходить кастинг сразу на два фильма режиссера Акана САТАЕВА. Теоретически у каждого казахстанца есть шанс построить собственную звездную карьеру.

Дело в том, что Сатаев не тот режиссер, который делает ставку на звезд для привлечения публики. Например, для фильма “Жаужүрек мың бала” его директор по подбору актеров Жайна АБДИЕВА прошерстила всю страну, просмотрев 23 тысячи человек. Сейчас Сатаев ищет сразу трех исполнительниц главной роли в историческом фильме “Томирис”, а заодно второстепенных и эпизодических актеров. Кроме того, участники кастинга попадают в базу компании Sataifilm, а значит, могут получить предложение сняться в любом из следующих фильмов режиссера.
Что касается “Томирис”, пока в строжайшем секрете держат все детали фильма: будут ли специальные требования к языку и произношению героев, какой должна быть каждая из трех Томирис - а в фильме будут работать три актрисы разного возраста, чтобы взросление и зрелость выглядели естественно. Достоверно известно одно: на роль знаменитой царицы не могут претендовать девушки с татуированными бровями, хотя они могут получить эпизодическую роль либо приглашение на другой фильм.
Мы побывали в студии как раз в то время, когда на кастинг были приглашены студенты Академии искусств им. Жургенова, но, естественно, пришли и те, кто узнал об отборе от знакомых и из соцсети.
- Мы сейчас отсматриваем всех людей, - рассказывает Жайна, - не сортируя по национальности, языку, возрасту. Потому что в кино могут сниматься и маленькие, и высокие, и толстые, и худые, ведь в реальной жизни существуют всякие типажи.
В коридоре народ волнуется, заполняет анкеты и ждет очереди, а в небольшой комнате под двумя ослепляющими софитами слышны негромкие голоса кастинг-директора и команды оператора. Очередь понемногу продвигается. Студент второго курса режиссерского отделения Зангар ЖОМАР­УЛЫ хочет сыграть батыра и считает, что все данные для этого у него есть:
- Вот чувствую, что у меня это получится! Я и на коне могу ездить, и в прошлом занимался борьбой. Не смотрите, что у меня добрая улыбка, я легко могу изобразить злость! Конечно, хорошо бы получить главную роль, но я и в массовке с удовольствием поучаствую, особенно у такого режиссера, как Сатаев!

А вот Заида ТЕЛЕУБЕК буквально вжалась в стену, говорит тихим голосом, и видно, что ужасно волнуется. Она далека от мира кино. Девушка работает на госслужбе, но ради съемок готова бросить работу в любой момент.
- Я себя хорошо представляю в этой эпохе. Во мне есть чистота и старомодность. Я готова сыграть любую роль, потому что это моя мечта - попасть в кино, - говорит участница кастинга.
Отбор проходит в несколько этапов. Сначала каждый претендент заполняет анкету, в которой подробно указывает языки и виды спорта, которыми владеет, дополнительные навыки вроде умения петь или ездить на лошади, образование, возраст, опыт работы и съемок и т. д. Его фотографируют с этой анкетой (почти как в полиции). А затем просят уже на камеру изобразить различные чувства. Звучит команда “камера!”, претендент снова представляется и реагирует на команды Жайны: “влюбленность, гнев, истерика, шок, злость, испуг...” То же самое во время чтения монолога или стихо­творения. Или, например, просят изобразить животное: льва, волка, змею, мышь. Учащиеся Жургеновки справлялись с этими заданиями очень легко. Кастинг-директор с первого взгляда отличала будущих актеров от непрофессионалов и так же легко вычисляла “забытый” на лице еле заметный макияж: “Выйти стереть!” Оказывается для камеры не так важна красота, как хорошее состояние кожи, ее ровный цвет.

- Сейчас для работы в фильме нужно не столько знание системы Станиславского, сколько совпадение с персонажем собственной органики, сочетание внешних данных и характера, поэтому мы и просим изобразить разные эмоции. Нет смысла на площадке заставлять человека играть то, что ему не свойственно. Конечно, с теми, кто имеет профессию, связанную с кино, опыт или учится на актера, работать легче. Хотя бывает и так, что дипломированный актер не может изобразить разные эмоции. Но, с другой стороны, на кастинге в Астане мы нашли настоящий самородок, что называется, с улицы. Кстати, в Астане я поставила личный рекорд - отсмотрела 866 человек за один день, - рассказывает Жайна.
Второй этап - это проба на камеру в гриме, с партнером и со словами из будущего фильма. Только те, кто прошел такое сито, будут показаны самому режиссеру, и он примет окончательное решение либо скажет, что не видит подходящих людей и надо снова искать.
- Неужели не хватает профессиональных актеров и есть смысл вот так перебирать сотни людей в поисках самородка?
- Те, кто уже сыграл свою роль, мы знаем их потенциал, знаем, что от них ожидать. Это не интересно. Есть особый азарт открывать новые имена и лица. Этим и отличаются зачастую режиссерское кино и сериалы: в сериалы стараются брать “засветившиеся” или звездные персоны, тогда это обеспечит успех и внимание публики.

Для детей будет объявлен отдельный кастинг, но выбирать будут не просто подходящих внешне или артистичных ребят. Поскольку фильм исторический, требования будут специальными - ребенок, претендующий на роль, должен не бояться животных и желательно уметь хорошо держаться в седле.
Жайна уже четырнадцать лет в кино, кастингами занимается последние шесть. Говорит, что раньше не было этого модного словечка, отбирал актеров второй режиссер. Теперь сходить на кастинг для молодежи стало развлечением. Таких тоже видно сразу - пришли потусить, сделать селфи и поприкалываться.
Сколько же человек нужно для полнометражного фильма и можно ли заработать на массовках? Для предыдущего проекта Жайна отсмотрела 23 тысячи человек, и 906 из них были утверждены на разные роли от первого до десятого плана. Это не считая массовки! Самая низкооплачиваемая категория в кино - актеры массовки, но и они зарабатывают от 2,5 тысячи тенге за день. Причем зачастую работа эта не такая уж сложная, ее и работой-то не назовешь: постоять фоном, ходить по улице или сидеть в кафе, имитируя оживленную беседу с партнером. Впрочем, очень многие люди готовы сниматься и бесплатно, так велико безмерное обаяние кинематографа.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть