Своя волынка
Музыканты фольклорно-этнического ансамбля “Туран” утверждают, что у казахов был собственный инструмент, похожий на волынку - мес сырнай (на снимке).
Такое заявление они сделали на музыкальном вернисаже в Музее искусств им. Кастеева. И даже показали инструмент, который может стать в ближайшее время музыкальной сенсацией.
- Одна из задач ансамбля не только популяризировать этномузыку, но и возрождать забытые по тем или иным причинам казахские народные инструменты, - рассказывает руководитель ансамбля Абзал АРЫКБАЕВ (на снимке). - А таких на самом деле немало. Мы три года работали в научном отделе музея народных инструментов, изучали различные источники и убедились, что у многих тюркских народов были инструменты, подобные волынке, что это не заимствование, не случайно попавший в наши степи предмет. Это неудивительно, ведь все необходимые материалы были у кочевника под рукой. У инструмента есть название, и в ближайший месяц “Туран” продемонстрирует его звучание. Мы хотим это сделать во время презентации третьего альбома группы.
“Туран” вообще уникальный ансамбль - пятерка музыкантов уже стала визитной карточкой казахстанской культуры. Они превращают свои концерты в лекции, рассказывая об инструментах, показывая все возможности их звучания. Выступают в костюмах, пафос заменяют широкой улыбкой и даже умудряются синхронно танцевать во время исполнения знаменитой мелодии кара жорга.
У музыкантов есть и личный секрет магии. Они избегают прямого цитирования хорошо знакомой народной музыки и вообще очень легко отходят от привычных канонов и штампов, но зато с помощью огромного разнообразия инструментов создают свои музыкальные произведения. В композициях “Каскыр”, “Охота” можно слышать вой зверя, топот коней и даже увидеть низкий стылый горизонт зимней степи. Или берут легендарный кюй “Аксак кулан”, делают его обработку и заново рассказывают легенду о появлении домбры.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА и с сайта edunews.kz, Алматы