Пророк в своём отечестве
Февраль в “ARTиШОКе” ознаменовался сразу двумя премьерами. Это два совершенно разных по интонации и даже по половому признаку спектакля.
“Созвездия” - интересная работа российского режиссера Бориса ПАВЛОВИЧА. Удачно выпавший грант позволил осуществить сотрудничество, для которого была выбрана пьеса современного британского драматурга Ника ПЕЙНА.
- “ARTиШОК” любит сочинять, - говорит режиссер. - Я и сам люблю работать с оригинальным материалом, но у нас не было времени что-то придумывать. Впервые в моей истории мы использовали все слова автора и не добавили ни одного.
Пьеса, кроме того, зацепила режиссера сочетанием истории любви и… современной физики. В духе множественности параллельных вселенных она и была поставлена. Слова автора действительно сохранены, но вместо одной пары актеров в спектакле играют шесть человек. Все произносят практически одни и те же слова с небольшими вариациями. Так зритель наблюдает, как три почти идентичные вселенные одинаково идут к болезненному финалу.
Решение современное и очень мужское. Лаконичность эмоций, красок и мысль о том, что при всей вариабельности миров мы идем по проторенной колее событий. Пронзительность финала служит хорошим контрастом для такого умного физико-математического прочтения. Театр получил то, что давно хотел: историю о любви и опыт работы с новым режиссером, который был удивлен творческой командой.
Например, его поразила звуковая дорожка, придуманная Катей ДЗВОНИК, в которой использованы записи звуков Вселенной из архива НАСА. Зритель получил спектакль с интересным решением. Он может понравиться или нет. Вот только уйти до развязки с него не получится. Зрители сидят между мирами и так же хорошо заметны, как и актеры.
- Ну почему? - возражает Борис. - Зритель тоже делает свой выбор. Его же никто не держит. Можно встать и уйти, просто тогда это станет всем заметно. Но выбор есть.
Второй спектакль - “Новые времена” Галины ПЬЯНОВОЙ, режиссера, с которого и начинался “ARTиШОК”. Более того, те, кто до сих пор ностальгирует по первому спектаклю невероятной труппы “Зип, Зап, и ни слова о метле”, найдут много схожего между первенцем и “Новыми временами”. За что отдельное спасибо Галине.
Этот спектакль рожден в недрах театра из письма Чарли Чаплина своей дочери, из последнего интервью, из героев комика и из современной жизни. Бродяга рождается на глазах у зрителя, проходит через прошлое в настоящее. Он протестует против регистрации, попадает на танцпол ночного клуба, ежится от криков “Молоко!”, “Станция “Алатау”. Ничем не отличаются времена. Только звуком. Звук глушит, плющит и обезличивает, не дает возможности увидеть что-то важное. У Галины, как в немом кино, каждая деталь становится важным событием. Иногда головоломка складывается только после окончания сцены, но, ошеломив, застревает и прорастает разными мыслями еще не один день.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марины КОНСТАНТИНОВОЙ и Дианы БАЛАЯН, Алматы