Большие гастроли
Четыре дня на сцене Театра им. М. Ю. Лермонтова будут идти спектакли знаменитого Московского художественного театра им. Чехова (МХТ), но гастролеры не увезут с собой ни копейки.
Все деньги за проданные билеты останутся в кассе казахстанского театра - такова политика проекта “Большие гастроли”. Алматинский балованный зритель, правда, высказывает недоумение: почему, дескать, два привезенных спектакля называются так гордо - “Большие гастроли”? Вот раньше российские театры приезжали к нам на целый месяц и показывали практически весь свой репертуар. Актер Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ говорит, что в длинных гастролях был всегда свой минус - артисты спивались...
Ну а если серьезно, то “Большие гастроли” - это масштабная федеральная программа, работающая уже больше двух лет. Только в этом году в ее рамках будет организовано 550 спектаклей лучших театральных коллективов как в стране, так и за рубежом. Например, после Алматы актеры МХТ дадут спектакль в Израиле.
- Это программа по взаимодействию с театрами ближнего и дальнего зарубежья, которые играют русскую классику и являются оплотом русской культуры, - рассказывает генеральный директор федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон ПРОХОРОВ. - Она появилась как раз для укрепления связей, существовавших одно время между нашими театрами и значительно ослабших в последние десятилетия. Финансируется программа государством, но мы благодарны, что Лермонтовский театр взял на себя часть расходов по проживанию артистов здесь. Такое сотрудничество помогает достижению одной из важных для нас целей - чтобы билеты на спектакли оставались доступными для широких слоев населения. Но нам очень сложно назвать эти гастроли зарубежными - так комфортно мы себя чувствуем в Алматы.
- Мы уже в день приезда встретили на улице знакомых, - продолжает разговор Игорь Золотовицкий. - Я сам ташкентский парень, и все мое детство связано с Азией. И моя жизнь в кино началась на киностудии “Казахфильм”.
Гости пообещали, что уже в следующем году пригласят со спектаклем в Россию Лермонтовский театр, а при необходимости программа по взаимодействию с русскими театрами за рубежом поможет получить образование молодым талантам из Казахстана. Причем не только актерское, но и техническое, ведь театр - это сложный механизм, изобилующий штучными деталями. А вот само понятие “русский театр” оказалось достаточно условным. Это не метод, не список авторов и даже не язык.
- Сейчас так много людей в нашей нетеатральной жизни делятся по разным признакам, что театру этого делать не стоит, - говорит Золотовицкий. - Театр абсолютно интернациональное пространство, и главное, чтобы оно было талантливым. Дайте нам хорошего казахского драматурга - мы переведем его и будем играть! Сейчас в современном мире людям так трудно услышать друг друга. И на сцене зачастую есть все: поиск новых форм, новые имена, не хватает только Человека. А как раз вниманием к человеку и отличался всегда русский театр. Вот, пожалуй, его главная особенность.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Марии КОНСТАНТИНОВОЙ, Алматы