1445

Сразу четыре алматинских театра, словно сговорившись, открыли сезон премьерами. Но вот спектакль “АРТиШОКА” “Уят” (в переводе с казахского - “стыд”) не просто откровение, бомба или сенсация. Это, если хотите, удар под дых, после которого требуется сначала восстановить дыхание, затем вытереть слезы, и только после этого начинаешь задумываться: почему так больно?

Это не вопрос эстетики или профессионализма - то и другое применительно к “АРТиШОКу” давно не обсуждается. Это вопрос откровенного разговора о сегодняшней жизни. Такого разговора, после которого политолог говорит, что спектакль заменяет десяток серьезных исследований его коллег, а именитый журналист - что это острее любой газетной публицистики. Постановка о нас и про нас: стыд, младенцы, выкинутые в выгребные ямы, ток-шоу, в котором ничего нельзя говорить, а тем более показывать, кроме бытовухи.
Забор. Сетка рабица, через которую можно видеть друг друга, но реально сближаться можно, только перелезая ее, сдирая ладони, дырявя дорогие джинсы, из последних сил цепляясь за еще непознанный мир. Зачем?
Сюжет таков. Крутая телевизионщица учит снимать смелое шоу. Во время поисков темы оказывается свидетельницей драмы, как умирает молодая незамужняя женщина. Похоже, она истекла кровью после домашних родов. А ведь как раз гвоздем нового шоу должны стать дикость, предрассудки, беременность как приговор. Шоу получится классным, хотя никто даже не заглянет в глаза глупой девчонке, героине выпуска.
На деле же режиссер спектакля подспудно все время долбит зрителя о стену, которой мы разделены: городские и сельские, богатые и бедные, безграмотные и образованные.
При всей необычности это очень четко драматургически выстроенное действие без игры в “ох, какие мы эпатажно-передовые”.
Украинский автор Наталья ВОРОЖБИТ специально приезжала несколько раз в Казахстан и, оттолкнувшись от книги, написанной группой политологов, сделала пьесу о поколении молодых людей. Галина ПЬЯНОВА, режиссер спектакля, честно призналась, что, когда увидела готовый продукт, пришла в ужас:
- Мы все были в шоке оттого, что все это про нас... Никто ничего не сказал, но было страшно от этого взгляда со стороны, оттого, что мы такие.
Спектакль идет три часа, но кажется, что зритель успевает вздохнуть лишь однажды, во время антракта. И выдыхает уже перед финалом, когда за рабицей появляются три фигуры в масках и бутылки со взрывчаткой. Что это? Намек на то, что, если мы не научимся понимать себя и друг друга, наш хрупкий мир рискует быть взорван другими, более сплоченными силами?
Наталья Ворожбит очень дотошно подошла к документальной стороне вопроса. Прежде чем сесть за пьесу, она очень много разговаривала с казахстанцами из самых разных слоев и групп. Галина Пьянова уверена, что цинизма в нашем обществе не так много, как это кажется, и даже пыталась, чтобы одна из героинь прошла трансформацию. Но в итоге вынуждена была отказаться от этой затеи - получалось хеппи-эндное вранье...

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее