Когда работа в кайф
Алматинский художник Куаныш БАЗАРГАЛИЕВ (на снимке) для своей выставки придумал такое название, которое с первого раза и не выговоришь - “Кошкармюйизм и прочее”.
На самом деле здесь собраны работы нескольких последних лет. Это и серия флагов, и “Когда все люди были казахскими”, и, собственно, эксперименты с национальным орнаментом. Автор горячится, говорит, что все мы ищем какой-то графический бренд, символ, который ассоциировался бы со страной, а он уже есть, это кошкар муйиз - стилизованные рога барана. Его художник накладывает на другие графические символы - от знака доллара до свастики.
- Я ожидал, что после выставки разразится скандал из-за такого вот соседства, - говорит Куаныш. - У нас ведь из-за любой ерунды могут раздуть скандал... А я хочу, чтобы мы были счастливыми, спокойными, гармоничными. И на самом деле этот орнамент - такое огромное богатство, которого нет ни у одного народа мира, а мы им не пользуемся. Вот я и хотел показать его выразительные возможности.
На этой выставке все сакрально, все символично, причем эти символы нужно разгадывать самостоятельно. Куаныш только рад тому, что трактовать эти три серии о “казаховости” можно по-разному. Если кто-то увидит на холстах сарказм или прочитает их как-то иначе - автор не обидится.
Кроме картин на выставке есть еще одна забавная в своей серьезности серия - рабочая одежда, скопившаяся у Куаныша за многие годы, проведенные за мольбертом.
- На самом деле эту одежду я тоже периодически носила, - скромно говорит Сауле СУЛЕЙМЕНОВА, жена Куаныша, - а одна из курток вообще была подарена моим бывшим бойфрендом, то есть она со своей историей. Наши коллеги, когда бывали в мастерской, отмечали, что на ее фактуру очень красиво, художественно ложится краска, даже просили ее отдать.
Сауле помогала мужу в подготовке этой выставки, особенно в последние две недели, когда Куаныш понял, что не успевает все идеи перенести на холст. Тогда детей отправили с бабушкой отдыхать, чтобы не отвлекаться, заказывали пищу на дом и практически круглосуточно в четыре руки выписывали орнаменты.
- Мы оба классно готовим, - говорит Куаныш, - но некогда было этим заниматься. Зато эти две недели мы пахали и кайфовали. Вообще, мне очень повезло с женой. Особенность художника в том, что он гибкий по своей натуре, что он может меняться, и Сауле точно такая же. Она у меня третья жена, как и я у нее третий муж. Все, о чем я мечтал, все это вижу в ней и счастлив вот уже девятнадцать лет.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы