2443

Сон для фортепиано с оркестром

Единственная в Семее женщина-композитор с консерваторским образованием Ляззат ЖУМАНОВА (на снимке) уверена, что сочинители музыки в Казахстане - вымирающий вид. Выпускников консерваторий по-прежнему много, только вот в профессии практически никто не остается. Однако наш разговор с ней почему-то начинается не с музыки, а с кошмарных провидческих снов, преследовавших ее с юности.

Впервые я услышала имя Ляззат Жумановой от знаменитой русской домбристки Ольги САГИНДЫКОВОЙ (см. “Мы ждём тебя, Жан!”, “Время” от 24.1.2008 г.). Оля рассказала, что с мужем ждала появления на свет мальчика. Но ее подруга-композитор напророчила: “Мне приснилось, что на Благовещение ты родишь девочку. Назови ее Мария”. И точно - в указанный день у супругов Сагиндыковых родилась дочка! Марат с Ольгой давно загадали: родится мальчик, назовем его Жан, а девочка будет Жанной. Но провидицу ослушаться не посмели. Так в Семее появилась малышка с латиноамериканским именем Жанна-Мария!
- Далеко не обо всех своих снах я могу вспомнить с улыбкой, - говорит Ляззат. - Мне снились люди за год, за полгода до своей смерти. Я знала, кто, когда и как умрет в нашем подъезде. Еще раньше очень часто снился жуткий криминал. Люди, которых я знать не знаю, с ужасающими подробностями рассказывали, как их убивали. Каждый раз я проживала чужую жизнь вплоть до кровавой развязки. Все их страдания пропускала через себя. И всегда просыпалась от невыносимой боли! Потом дня три-четыре отходила от этих кошмаров. Так все было ярко, реалистично… Меня не покидала мысль, что это с кем-то происходило на самом деле. Как-то взмолилась во сне: “За что мне это все?!” “Ты можешь передать”, - был ответ. Вот только кому передать? Как? Но эти вопросы так и остались без ответа…
Со временем пугающий дар сошел на нет. Сейчас Ляззат снится небесная музыка.
- Хоры поют, ангелы в облаках. Вроде бы хочу утром записать, что во сне слышала, но не могу. Не получается переложить на ноты, - грустно улыбается Ляззат.
Как сочиняет музыку единственная в городе женщина-композитор?
- Самое главное - найти зерно мелодии, а нарастить мясо - это дело техники, - объясняет она. - Конечно, для того чтобы зерно находилось быстрее, нужно иметь легкую, свободную голову. Как только заканчивается учеба в музыкальном колледже им. М. Тулебаева, где я преподаю, наступает самая творческая пора! Сочиняю все лето. А потом весь год обрабатываю. А больше никак! Во время учебного года голова забита работой.
- Получается, что педагогика - враг творчества? - спрашиваю у Ляззат.
- Получается, что так! - смеется она. - А что поделаешь? Нужно кормить детей. Это раньше композиторам платили за каждый такт. Нынче мы пишем для себя, для народа бесплатно. Заказы бывают крайне редко. Сейчас работаю над хрестоматией по пению для средних школ. Гонорар обещали хороший. Но это скорее счастливое исключение из правил.
Сейчас в республиканском Союзе композиторов всего 106 человек. Из них женщин - 15. И то в основном это теоретики, музыковеды, те, кто пишет о композиторах, а не сам сочиняет музыку. На последнем съезде Союза композиторов в Алматы, в работе которого участвовала и семейчанка, прозвучали неутешительные цифры: за последние 20 лет в Казахстане написаны всего две оперы, пять балетов и одна симфония. Тогда как за предшествовавшие годам независимости 50 лет казахстанские композиторы написали 42 оперы, 29 балетов и 40 симфоний. По мнению Ляззат, одна из главных причин творческого спада на композиторском поприще - отсутствие финансирования.

Только к ней самой это явно не относится. Она пишет много произведений и для симфонических оркестров, и для хоров, и для фортепиано, щедро раздаривая ноты всем желающим. Конек семейчанки - заполнять пустующие ниши. Заметить, что для детей мало написано фортепианных произведений, ей было нетрудно. И сын, и дочь Ляззат Жумановой окончили музыкальную школу по классу фортепиано. Между делом она создала два сборника для юных пианистов. В первом - 30 пьес, во втором - 40.
- Я хотела, чтобы произведения были увлекательными, красивыми, необычными, чтобы детям хотелось играть, - делится Ляззат. - Это так важно - удержать интерес ребенка.
Для нее самой ходить в детскую музыкальную школу, где она училась играть на скрипке и фортепиано, было одно удовольствие. А уже в восемь лет девочка сочинила свою первую музыкальную пьесу! Все специалисты твердили в один голос: Ляззат Жуманова просто обязана поступить на композиторское отделение в Алматинскую консерваторию. Однако уже на подготовительном курсе ей едва не подрезали крылья.
- Попала к одному преподавателю, который уже через месяц заявил, что я профнепригодна, - вспоминает Ляззат. - А мне 19 лет. Думаю: “Ну что делать, такому маститому мастеру виднее!” Пошла забирать документы. Секретарь меня остановила, говорит: “Это ненормально! Третий студент за один месяц от него уходит. Сходи к Газизе Ахметовне ЖУБАНОВОЙ”. А я даже не смела и думать, что такая знаменитость - народная артистка СССР, профессор консерватории, ведущая композиторской школы Казахстана - уделит мне внимание!
Но Газиза Ахметовна не только приняла Ляззат, но и похвалила: “У тебя в отличие от многих есть мелодический дар. Через все произведение ты ведешь линию мелодии. Но надо много работать”. Так девчонка с периферии стала студенткой курса самой Жубановой! Газиза Ахметовна сразу предупредила Ляззат: выбрав композиторскую стезю, можно забыть о счастливой семейной жизни! И уже вскоре Ляззат в этом убедилась. Ее муж сразу после свадьбы начал уговаривать забрать документы с последнего курса консерватории. Четыре года семейной жизни - четыре года непонимания. Она ушла от него, когда была беременна вторым ребенком.
- Я уже 17 лет одна. Мне 45 лет. Прошло время, когда я хотела кого-то встретить. Думала ли я о том, что сделала тогда неправильный выбор? - задается вопросом Ляззат и сама же отвечает: - У каждого человека свое предназначение. Моя жизнь неразрывно связана с музыкой. Как бы ни было тяжело, для меня просто недопустимо сворачивать с избранного пути.

Милана ГУЗЕЕВА, фото из личного архива Ляззат ЖУМАНОВОЙ, Семей

Поделиться
Класснуть