И это всё о нём
Год назад, 29 апреля, ушел из жизни самый популярный казахстанский певец Батырхан ШУКЕНОВ. О том, что происходит с его наследием и что будет сделано, рассказывает директор фонда имени Батырхана Шукенова Олжас БАЙКАНОВ
- Поминальный обед, как и положено, прошел в Алматы и на родине певца в Кызылорде за несколько дней до годовщины смерти. Отмечать эту дату концертами, устраивать какой-то шум было бы неправильно. Гораздо логичнее все это приурочить к дню рождения - 18 мая. У нас в планах был тур по девяти городам Казахстана. Предполагалось начать его 28 апреля в Кызылорде и завершить 18 мая финальным концертом в Астане. Но проект забуксовал, поскольку акиматы не поддержали его. Я, честно говоря, такого не ожидал.
- И все же поклонники творчества Батыра захотят вспомнить своего кумира. Как можно будет это сделать?
- Мы запускаем такую акцию: во всех городах Казахстана будет точка, куда все желающие смогут прийти, чтобы попеть песни Батыра. Это будет вечер обычных слушателей, а не звезд, занятых самопиаром. Кстати, такой формат акимы поддержали, поскольку он не требует вложений. Надеюсь, что мы сможем устроить онлайн-трансляцию вечера памяти.
- Такое ощущение, что весь год семья была против большей части мероприятий, посвященных памяти Батыра...
- Все должно проходить на соответствующем уровне, а не так, как делается обычно у нас: дилетантски, без подготовки. Бытыр вообще не любил понятия “так пойдет”. Поэтому, когда говорят: “Давайте кинем клич в соцсетях, бесплатно снимем клип памяти Батыра”, - то мы не в восторге. Если артист работает бесплатно, это же сразу видно.
- Вы пятнадцать лет проработали с Батыром. Он предчувствовал, что скоро уйдет из жизни?
- Нет, он был уверен, что проживет долгую, счастливую жизнь, и строил большие планы. Например, купил участок земли в поселке Каракемер, посадил там сад и собирался построить дом со студией. Батыр очень любил возвращаться в Алматы, считал город сказочным местом - у него здесь отогревалась душа. Наверное, потому, что течение жизни и отношение людей было другим. Его любили просто за то, что он есть. А вообще, он очень увлекался эзотерикой и мистикой. Как-то я прочитал книгу о жизни после смерти, так он заставил меня буквально всю ее пересказать. Сам владел техникой Рейки, умел лечить. Например, когда жена одного из наших музыкантов сломала ногу и страдала от сильных болей, он поработал с ее фотографией, и, к нашему всеобщему удивлению, боли внезапно прекратились. Я ужасный скептик в этом отношении, но один случай меня поразил. Как-то начала барахлить машина, и на СТО мне сказали, что нужен ремонт, иначе компьютер перестанет видеть машину и я не тронусь с места. А тут как раз Батыр попросил отвезти его за город, и отказывать было неудобно. Естественно, на обратном пути мы встали в районе Есика. Когда я понял, что ничего не могу сделать, Батыр попросил выключить машину и стал работать с ней по системе Рейки. Что я думал? Отнесся, конечно, скептически. Тем не менее спустя какое-то время машина завелась, мы доехали до дома, а на следующий день на СТО мастер только развел руками и сказал, что проблема устранена...
- Ему как мистическому человеку, наверное, очень важно было чувствовать какую-то поддержку?
- Очень. Он всегда обращал внимание на какие-то знаки. Например, считал для себя счастливым число 793. Если мы на дороге видели машину с таким номером, он радовался, как ребенок, и верил, что все будет хорошо.
- Как получилось, что Батыр был звездой первой величины, а вы сейчас ищете деньги на издание его альбомов?
- Есть артисты, нацеленные на бизнес и умеющие его сочетать с выступлениями. Батыр всегда был нацелен только на творчество. При этом он был перфекционистом. Например, для оборудования студии покупал очень много редкой аппаратуры, даже электропровода привозил из Америки. Свой концерт осенью - за полгода до ухода из жизни -
записывал и сводил на DVD-диск по самому последнему слову техники. В него вложено порядка 60 тысяч долларов. А продажи этого диска приносят примерно 500-800 долларов в год. Через Интернет за все время купили его лишь на 130 долларов. Вот и посчитайте. Сейчас же никто не покупает диски, все стараются скачать песни с пиратских ресурсов. У Батыра даже в Москве не было своего жилья, потому что все время находились другие статьи расходов. Тем более что он сам решил давать образование сыну в Америке, куда переехала его бывшая жена с Максутом.
- Почему именно Америка?
- Так решил Батыр. Максут родился в Риге, там жил и по-английски говорил лучше, чем по-русски. В какой-то момент оказалось, что в Америке образование дешевле и лучше, тогда Батыр и перевез Максута с мамой туда. Он успел внести примерно третью часть денег за дом. После его смерти наследники судились, забрали часть вложенных средств, мы насобирали недостающую сумму, и в ближайшее время Максут с мамой въедут в свое жилище через дорогу от школы, куда ходит мальчик.
- Часто сталкиваетесь с тем, что за счет памяти о Батыре люди хотят пропиарить себя?
- Да, постоянно. Иногда звонят и спрашивают разрешение на проведение того или иного мероприятия, вешают лапшу, что это в память об артисте. Очень редко кто действительно хочет что-то сделать в память о Батыре. Вот недавно из России написал парень, спрашивал, куда можно перечислить деньги, - он насобирал 7 или 8 тысяч долларов и хочет, чтобы они пошли на издание следующего диска. Это я понимаю.
- Сколько альбомов с голосом Батыра еще может появиться?
- У меня есть материал на три диска, каждый стоимостью от 20 до 100 тысяч долларов. Батыр успел записаться под демоверсии песен, но теперь необходимо собирать музыкантов, писать звук, сводить его. Выпускать дешевку просто нет смысла. У меня в кабинете есть интересный портрет Батыра. Можете считать меня сумасшедшим, но он все время меняет выражение лица, и по нему я могу определить, в правильном направлении двигаюсь или нет. Если я вижу, что он злится - значит, что-то идет не так, надо думать. Если портрет улыбается - значит, я делаю все хорошо.
- Вы всегда инструктировали журналистов перед интервью с Батыром. Какие вопросы нельзя было ему задавать?
- Он вообще не любил давать интервью и не делал этого, если не было повода. Не то чтобы какие-то вопросы были под запретом, просто я знал его реакции и сразу предупреждал журналистов: “Если хотите, чтоб он раскрылся, то не спрашивайте много про личную жизнь”. Там у него не было особых побед. Желтая пресса страдала от этого, особенно в России, и никак не могла найти интересные факты. Помню, один московский журнал вместо саксофона на фотографии вложил ему в руку нож, и подпись была - что-то насчет обрезания сына. Еще про “А-Студио” не советовал спрашивать. На этом вопросе он словно захлопывался, отгораживался железной стеной, и интервью обычно прекращалось.
- Что запланировано на следующий год?
- Мы приступим к строительству культурного центра памяти Батыра в Горном Гиганте. Там будут и выставочный зал, и студия, и детский центр. Там же, скорее всего, будет стоять памятник Батыру. А еще уже достигнута договоренность о съемках художественного фильма про Батыра, и в ближайшее время российской съемочной группе я должен предложить кандидатов на главную роль. Съемки фильма пройдут в Казахстане, России, Англии и Америке. Осенью мы планируем провести фотовыставку в Алматы.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото из архива Олжаса БАЙКАНОВА, Алматы